01.10.2016
Реализовать царство Вс-вышнего в своей жизни
Раввин Цви Пинский о трублении в шофар и его глубоких аспектах
Сколько раз трубить в шофар?
В Торе о трублении написано трижды: два раза – относительно Рош Ашана (Ваикра 23:24 и Бамидбар 29:1), один раз – в связи с законами юбилейного года (Ваикра 25:9).
Последний из этих отрывков гласит:
«И воструби в шофар в седьмой месяц, в десятый день месяца; в день искупления вострубите в шофар по всей земле вашей».
Здесь дважды употребляется слово «шофар», а в середине между ними упоминается трубление, на святом языке – «труа».
Отсюда мудрецы делают вывод (Талмуд, трактат «Рош Ашана»), что трубление в шофар включает в себя три вида звуков. Сначала – некий звук, условно называемый «шофар», в конце тот же самый «шофар», а между ними – какой-то другой звук, «труа».
Что за звук такой – «шофар»? Мудрецы сочли, что это тот самый протяжный звук, который получается, если просто взять шофар и трубить. Этому звуку дали название «ткиа».
Соответственно, «труа» – это тоже трубный звук, но отличающийся от звука «шофар».
В Талмуде мудрецы обсуждают то, как он должен звучать. В известнейшем переводе-комментарии Онкелоса «труа» переводится как «йевава» – плач.
Это плач человека, раскаивающегося в грехах и стремящегося к Б-гу.
Как передать плач с помощью трубления? Какой должен получиться звук?
Вспомним, как плачет ребенок. Он издает то рыдающие прерывистые звуки, то протяжный вопль, похожий на вой. Соответственно, мнения мудрецов разделились. Одни сочли, что «труа» – серия прерывистых «всхлипов», другие – что протяжный долгий звук.
Чтобы ничего не упустить, было решено оставить оба звука, причем в разнообразных сочетаниях с «ткиа». Прерывистый звук получил название «шварим», а протяжный – «труа»
Таким образом, трубление в Рош Ашана состоит из следующих последовательностей звуков (каждая последовательность повторяется 3 раза):
Ткиа – шварим – ткиа
Ткиа – шварим – ткиа
Ткиа – труа – ткиа
Ткиа – шварим – труа – ткиа
Отметим важную деталь: заповедь состоит не в том, чтобы трубить в шофар, а в том, чтобы слушать трубление. И благословение мы говорим соответствующее: «лишмоа коль шофар» (слушать звук шофара).
Глубокий смысл трубления
Рабейну Саадия Гаон приводит 10 объяснений, почему мы должны слушать шофар.
Приведем самые известные из них:
- Рош Ашана – это день, когда Б-г создал мир и стал его царем. А в день коронации царя должны звучать фанфары.
- Трубление призвано напомнить нам о даровании Торы, во время которого также звучал шофар.
- Звук шофара заставляет нас вспомнить о разрушении Храма, ведь, когда враги нападают, они трубят в рог.
- Слушая звук шофара (а он, напомню, сделан из рога барана), мы вспоминаем жертвоприношение Авраама. Помните? В последний момент Б-г не дал Аврааму убить сына, Он остановил его и указал на барашка, которого следовало принести в жертву вместо Ицхака.
- Шофар возвещает нам о грядущих днях прихода Машиаха.
Идея шофара неотделима от общей, глобальной идеи Рош Ашана. Если рассмотреть объяснения Саадии Гаона, мы видим здесь два ведущих мотива. Один – личный, «субъективный», связанный с идеей раскаяния и мольбы о милостивом Суде. Другой – и в философии хасидизма он воспринимается как более значимый и высокий – «объективный», это идея коронации Царя.
В хасидизме объясняется, что неслучайно Рош Ашана – день сотворения человека, а не Вселенной. До сотворения человека Вс-вышний не мог быть царем, ведь «нет царя без народа». Когда Адам появился на свет, то сразу признал, что весь этот мир существует для того, чтобы Вс-вышний над ним царил. И вот каждый год в Рош Ашана мы заново назначаем Б-га царем, и трубление в шофар – это наша декларация того, что Он – царь. Это самая глубокая и важная задача человека: всецело связать свою судьбу с судьбой Б-га. Признав, что Он царь, человек признает, что он – не отдельная индивидуальность со своей частной жизнью, с собственными амбициями и интересами, а часть Его царства.
Что это означает на личном уровне для каждого из нас?
Как мы можем воспринять глобальную и величественную идею коронации Царя на личном уровне, внедрив ее в повседневную жизнь?
Не нужно быть великим праведником, чтобы понять: я чем-то обязан Вс-вышнему. Это подобно тому чувству, которое испытывает гражданин своей страны. Я могу любить правительство, могу не любить, но я понимаю, что есть что-то, что невозможно преступить. В Израиле немало людей, категорических не согласных с политикой правительства. Но это нормально: не соглашаясь с руководством страны, находясь в оппозиции, мы не перестаем быть гражданами. А теперь представим себе, что человек сорвал флаг, бросил его себе под ноги и начал топтать. Это уже не оппозиция, это – антигосударственный поступок. В этот момент он символически разорвал отношения со своим государством, он уже «вне игры».
Даже если вы не праведник и соблюдаете не все заповеди, Вы остаетесь со Вс-вышним. Он – наш флаг. Он – наш Царь. Да, у нас не все получается, нам трудно, но он – Царь, и моя жизнь связана с Ним. Это первое, что нужно сказать себе в Рош Ашана.
Ну а что затем? Затем, если я серьезный человек и признаю, что Он мой царь, то я должен сделать какие-то выводы в жизни. Я должен задуматься о том, чтобы ходить в Синагогу, о еврейском воспитании детей, о еврейском содержании моего дома.
Многие из нас пытаются что-то соблюдать потому, что чувствует, то лучше поддерживать с Б-гом хорошие отношения ради успеха, удачи и здоровья. Думаю, что стоит изменить эту парадигму. Ведь на самом деле все наоборот! Мы должны поддерживать хорошие отношения с Б-гом не ради жизнинных благ, а потому, что Он – наш царь, и мы часть Его, а Он – часть нас.
Желаю каждому из нас подумать, как в наступающем году реализовать царство Вс-вышнего в своей жизни.
Послушайте, как звучит трубление в шофар, тут
Приходите на Рош Ашана в Синагогу, чтобы исполнить заповедь о трублении в шофар! Подробнее
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2