17 августа 2017 / 25 ава 5777

07.03.2012

Пурим: смех и юмор в иудаизме

Наступает Пурим – праздник смеха и шутки, карнавала и розыгрыша. Это хороший повод поговорить об отношении еврейской традиции к юмору. Можно ли сказать, что Пурим, с его безудержным весельем, – это в своем роде такое же исключение, как Ханука, единственный праздник в году, дозволяющий азартные игры? Или веселая, сочная шутка допустима в любое время года? Об этом мы беседуем с раввином Цви Пинским.

Пурим СПб традиции и обычаи- Рав Цви, все знают, что такое «еврейский анекдот», «еврейский юмор». Но каково отношение к юмору в религиозной традиции? Вот Вы, как раввин, что сделаете, услышав в Синагоге анекдот: улыбнетесь или сердито нахмуритесь?

- Все зависит от того, каков анекдот и в связи с чем он рассказан. В принципе, юмор – это нормально и даже хорошо. Это тонкий талант, который Б-г дал человеку в дар. В Талмуде, трактат Таанит, приводится такая история. Рабби Брока Хоза спросил у пророка Элиягу: кто заслуживает рай? И пророк указал на двух весельчаков, которые смешили печальных людей. А еще в Талмуде рассказывается о мудреце по имени Раба. Тот всегда начинал урок с шутки. Зачем? Чтобы потом ученикам было легче воспринимать сложную информацию.

- Но шутки-то разные бывают…

Вот именно! Великий мудрец Рамбам говорил, что нужно проводить четкую границу между радостью и весельем с одной стороны – и пьянством, бессмысленным хохотом и легкомыслием с другой стороны. Вот это последнее на иврите называется «лецанут» (насмешничество, глумление). Позитивный, тонкий юмор обогащает нашу жизнь. Он поднимает настроение, воодушевляет и выводит человека на более высокий духовный уровень – уровень радости. То есть, юмор служит некоей положительной цели. Насмешничество, наоборот, происходит от элемента пустоты. Когда хохот становится самоцелью, это в чистом виде проявление легкомыслия. Пустой смех делает несерьезным все, в том числе те вещи, которые должны оставаться серьезными. То есть, низвергает основы и принципы! Вот почему иудаизм не приемлет легкомыслия.

- Но где проходит эта граница? Как понять, где юмор, а где уже насмешничество?

- На этот счет в еврейском законе есть четкие указания. Есть то, над чем не шутят. Запрещен юмор «ниже пояса». Конечно же, нельзя смеяться над святыми вещами – Торой, заповедями. И недопустимо смеяться над людьми. А ведь весь современный юмор построен именно на этом – на «комедии положений», на высмеивании конкретных людей. Этого делать нельзя. Даже если эти люди – общественные деятели и политики! Ведь у них тоже есть семья, которой будет неприятно видеть и слышать все это!

- Непонятно, над чем тогда вообще можно смеяться?!

- В Талмуде сказано, что любое глумление запрещено, кроме насмешки над идолопоклонством. Переводя это на язык современных реалий, можно смеяться над дурными качествами, явлениями и поступками. Но унижать людей нельзя!

- Пурим – это день, специально «отведенный» для веселья и смеха. Означает ли это, что в этот день мы позволить себе выйти за пределы очерченных мудрецами границ? Или даже и в Пурим делать этого не стоит?

- Пурим – это искусство выйти за рамки, оставаясь в рамках. Обычаи Пурима направлены на то, чтобы помочь человеку почувствовать – не приступ легкомыслия, но радость. В повседневной жизни эту радость не так уж легко ощутить. Юмор – это такая вещь, которая сильно зависит от ситуации. Одна и та же шутка в разном обществе – да даже и у одних и тех же людей, в зависимости от ситуации, – вызовет совершенно разную реакцию. Обстановка Пурима создает психологическую готовность к шутке. То, на что человек мог бы разозлиться в обычный день, в Пурим, скорее всего, вызовет у него смех! Но здесь нельзя перегнуть палку. Если вы знаете, что ваш друг обидится на розыгрыш, то лучше откажитесь от этой затеи. Здесь можно провести аналогию с законами Пурима, касающимися выпивки. Обычай Пурима – напиться так, чтобы не отличать злодея Амана от праведника Мордехая. Но это разрешено только в том случае, если человек знает, что, приняв рюмку-другую, не нарушит никакую заповедь. Если же он страшен во хмелю, тогда пить нельзя. Пурим – это не значит валяться на полу в луже пива. Задача Пурима другая: выйти из бытового, обыденного состояния и ощутить чистую радость. Замечательно, конечно, было бы, если бы каждый день человек чувствовал себя так же, как в Пурим. Но это невозможно. Всему свое время. Рош Ашана раз в году. Йом Кипур раз в году. Пурим – тоже раз в году.

- Кстати, а почему в еврейской традиции день смеха – это именно Пурим? Не Песах, когда евреи вышли из рабства, не Ханука, когда случилось чудо с горшочком масла?

- На идише есть такая пословица: «А мен трахт, ун а год лахт». Пурим связан с такой идеей: мы живем в этом мире, и нам порой кажется, что все зависит от нас. Аман был уверен: он победит, а евреи погибнут! Но Б-г смеется над этим и делает по-Своему. Пурим – это смех над нашими планами, над нашей самоуверенностью.

- Насчет смеха. А если человек не остроумен, не склонен к шутке? Получается, он не может исполнить заповедь Пурима?

- Я бы сказал так: человек, который шутит, но не весел – не выполняет заповедь. Человек, который весел, но не шутит – выполняет! Ведь главное – это не смех, а радость! Это еще более высокий уровень. В Теиллим (псалмах Давида) сказано: «Ивду эт Ашем бэсимха» – «Служите Б-гу в радости». Основоположник хасидизма Бааль Шем Тов говорил: «Печаль – не грех. Но это явление может привести к тому, что еще хуже греха». В самом деле, ни один грех не способен «опустить» человека так, как печаль и уныние. В учении хасидизма делается особый акцент на радость – именно на радость, а не на юмор! Хотя, конечно, среди хасидских цадиков было немало остроумных людей и юмористов! Многие из них умели сказать острое словцо, проникающее в самую суть вещей.

- Например?

- Приведу несколько афоризмов. Это пример настоящего, глубокого, содержательного юмора, который не является самоцелью, но служит некоей высшей цели.

Рабби Нафтали из Руфшица, живший в начале 19 в., говорил: «Когда я умру, меня незамедлительно отправят в рай. Проблема будет в том, с кем меня посадить рядом? Сначала меня посадят с евреями, которые при жизни много учили Тору. Но очень быстро станет понятно, что это не про меня. Тогда меня пересадят к тем, кто много молился. Но, опять же, станет ясно, что мой уровень не дотягивает. После этого я окажусь рядом с теми, кто делал много добрых дел… опять не про меня! Что ж, у Небесного суда не останется никакого выбора, кроме как отправить меня в ад. Но тогда я закричу: Эй! Что это вы посадили меня вместе с грешниками?! Вытащите их отсюда!!! И всех грешников выпустят из ада. Это и будет мой рай!»

Про рабби Исроэля из Лужина рассказывают такую майсу. Один еврей принял на себя «пост разговора» – провел в молчании 40 дней, чтобы удостоиться увидеть пророка Элиягу. Но пророк ему не явился. И тогда этот еврей поехал жаловаться к р. Исроэлю из Лужина. Р. Исроэль же был особенным праведником – он не стеснялся жить богато и на широкую ногу. Так, у него была роскошная карета с двумя лошадями. И вот этот еврей видит, как р. Исроэль подходит к одной из лошадей и долго-долго ее гладит. «Ребе, что вы нашли в этой лошади?!» – не выдержав, с обидой воскликнул бедняга. «Это особенная лошадь, – отвечал Ребе, – за 40 дней она не произнесла ни единого слова!»

То есть, можно 40 дней молчать – и все равно остаться лошадью! Подумайте об этом!

Хаг Пурим самеах – веселого вам Пурима!



Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011