День еврейской книги 2017

26 апреля 2017 / 30 нисана 5777

28.04.2015

Сефират Аомер. Что считаем?

Песах и Шавуот счет омераТекст молитвы Сефират Аомер на каждый день счета омера Вы найдете тут

Со 2-го дня Песаха и до самого Шавуота мы исполняем заповедь «сефират аомер» – «счет омера». Во времена Храма во 1-й день мы должны были принести в Храм особую жертву – «омер», сноп ячменя, и после этого отсчитать 49 дней. Но даже сегодня, когда Храма нет, заповедь считать дни омера остается. Считаем мы, кстати, не только дни, но и недели. Например: «Сегодня 18-й день омера, то есть 2 недели и 4 дня».

Любопытно, что, когда в качестве храмовой жертвы приносились изделия из муки или зерно, это всегда была пшеница. Единственное исключение – это «омер», сноп ячменя. В этом заключается, как мы увидим ниже, важный урок.

«Считайте СЕБЕ»

Начнем с самой формулировки заповеди. В Торе сказано не просто «считайте», но «усфартем лахем» – «считайте себе». Что означает вот это «себе»? Талмуд объясняет, что есть два способа считать дни. Бывает, что Сангедрин производит календарные вычисления и объявляет результаты для всей общины: например, Новомесячье тогда-то. А бывает так, что обязанность считать лежит на каждом отдельном человеке. Вот это и означает: «считайте себе». Никто не может выполнить заповедь «сфират омер» за вас, каждый должен сделать это сам.

В Сефер Ахинух приводится еще одно объяснение того, почему сказано «считайте себе». Счет омера – это дни между Песахом и Шавуотом, между Исходом и Дарованием Торы. Б-г с самого начала повелел Моше освободить народ именно с той целью, чтобы евреи получили Тору. Поэтому время после Исхода – это время великого ожидания, подготовки к грандиозному событию. Мы считаем дни, как это делает ребенок, который в предвкушении праздника вычеркивает даты из календаря.

Считаем вперед, а не назад

Но тогда, возможно, нам следовало бы поступать наоборот – считать дни от 49-го до 1-го, т.е. делать акцент не на том, сколько дней прошло после Исхода, а на том, сколько их осталось до Дарования Торы?

Согласно учению Каббалы и хасидута, ответ на этот вопрос как раз и содержится в формулировке «считайте себе». Счет омера – не просто дни пассивного ожидания, а время интенсивной подготовки, совершенствования основных человеческих качеств. А совершенствование – это всегда движение вперед, от начала к завершающему этапу, а не наоборот. Поэтому и считаем от 1 до 49.

Приходим к состоянию «сапфира»

Считая дни омера, в тексте молитвы мы каждый раз упоминаем тот духовный аспект, который мы очищаем в этот конкретный день.

Этих аспектов, или качеств, семь, при этом каждое из качеств как бы включает в себя все остальные, и таким образом получается 49 ступеней, по которым мы должны подниматься выше и выше, очищая и готовя себя к Дарованию Торы.

При этом важно понимать, что недостаточно очистить только качества Б-жественной души, то есть, говоря простым языком, наши «высокие» помыслы и убеждения. Необходимо усовершенствовать и качества нашей животной души, т.е. наши земные, повседневные устремления и эмоции. Намек на это содержится как раз в самой жертве омера: ячмень – это пища животного!

Алтер Ребе говорит, что слово «усфартем» («и считайте») происходит от того же корня, что и «сапир» («сапфир»): когда вы, считая дни омера, очиститесь, то станете подобны прозрачному, сияющему драгоценному камню. Только тогда мы сумеем подготовиться к получению Торы, выработать у себя те тонкие настройки души, которые необходимы для ее восприятия (точно так же, как только человек с хорошо развитым слухом сможет получить удовольствие от изысканной музыки).

49 дней счета омера – и есть инструменты для настраивания души.

Песах и Шавуот счет омераТак выглядит молитва «Сефират Аомер»
в сидуре

Благородство в дисциплине, смирение в добре…

Интересные идеи о том, как можно на практике использовать дни омера для самосовершенствования, предлагает известный американский раввин, автор труда «К жизни, полной смысла» Симон Якобсон.

Например, в счете омера мы читаем:

«Нецах ше бе тиферет» – «Терпение в сострадании». Бывает так, что мы очень заняты, едва успеваем справиться со своими делами. Можем ли мы при этом сделать что-то ради другого? Проявить терпение, уделить немного времени и внимания страдающему человеку?

Или: «Малхут ше бе гвура» – «Благородство в дисциплине». Когда мы воспитываем ребенка, надо делать это уважительно, не ломая его чувство собственного достоинства.

«Хесед ше бе тиферет» – «Доброта в сострадании». Не просто окажи помощь тому, кто в ней нуждается, но помоги с добрым словом, с улыбкой.



Вконтакте
Facebook

ЦЕНТР ИЗРАИЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЫ Остеопат из Израиля Канцепольской
Все
В Петербурге
В мире
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011
Гостевой дом Архивный поиск