Все проекты
Общину поддержали 29734 раз

Не дайте этому тесту взойти, или Песах в психологическом разрезе

Обуздать раздутое эго, научиться переносить испытания, справляться с горем, стать независимым и внутренне свободным – этому нас учит пасхальный седер. О психологических аспектах пасхального седера рассказывает раввин Бенцион Ласкин (Нью-Йорк).

песах и психология урок раввина ласкинЕврейские праздники – это не просто годовщина того или иного исторического события. В каждом празднике раскрывается особая, присущая лишь ему энергетика. Песах – это энергия освобождения. Понимая сущность Песаха, мы сможем освободиться от сковывающих нас ограничений.

Песах, маца, марор

Есть три вещи, которые обязательно должны быть упомянуты на пасхальном седере (без этого исполнение заповеди не засчитывается): Песах (пасхальная жертва), маца и марор. Расскажем вкратце о психологических аспектах каждой из этих вещей.

Пасхальная жертва – начало освобождения

Само название праздника Песах происходит от слова «пасах», «обошел». Карая дома египтян, Вс-вышний «обошел», пощадил еврейские дома. Но почему именно это дало название празднику – а не, скажем, рассечение Красного моря – событие куда более эффектное? Наши мудрецы дают такое объяснение: евреи в Египте были почти полностью ассимилированы, они перестали делать обрезание, стали внешне похожи на египтян. То есть, своими делами евреи не заслужили спасения. Но Вс-вышний обошел не только их дома – Он обошел их дела! Он «обошел» настоящее ради будущего. Он спас еврейские дома ради тех домов, которые появятся в будущем. Он смотрел не на то, каковы евреи сейчас, а на то, какими они могут стать.

Словом «Песах» («Корбан Песах») названа и пасхальная жертва – ягненок, которого евреи должны были принести в жертву перед Исходом. (Намеком на пасхальную жертву является зроа, куриное горлышко на пасхальном блюде). Мудрецы говорят, что наши праотцы заслужили спасение благодаря своей вере во Вс-вышнего. Что на самом деле сделали евреи? Они взяли ягненка – божество своих повелителей, египтян, и чуть ли не у них на глазах принесли в жертву. Египтяне отреагировали на это на удивление мирно. Но великое чудо было не в том, чего не сделали египтяне, а в том, что сделали евреи. Они перестали быть рабами в душе, осознали, что у них есть Вс-вышний. Это и стало началом их освобождения. И это важный урок на все времена: мир не уважает евреев, которые боятся или стыдятся своей веры, но с большим с почтением относятся к евреям, которые уважают сами себя и свято верят в Б-га!

Маца и спасительное нетерпение

Наши предки, выходя из Египта, так спешили, что их тесто не успело взойти. И вместо лепешек получилась маца. У евреев не было терпения дождаться, пока поднимется тесто. А если бы они проявили терпение – то никогда не вышли бы из рабства. Откладывание, отсрочка, попытка тянуть время из-за недостатка веры в благополучный исход дела – это наш «хамец». Маца, «хлеб веры», – наше лекарство, наше спасение из рабства. Нельзя дать этому тесту взойти – необходимо торопиться, действовать моментально, это и есть секрет спасения из рабства. Известно, что на иврите все однокоренные слова связаны друг другом внутренним смыслом. Так, слова «севель», страдание, имеет тот же корень, что «совланут» – терпение. Из этого мы извлекаем урок: излишнее терпение приводит к страданию и рабству, мешает вырваться на свободу.

Марор как способ справиться с болью

Марор – это горькая зелень, которую мы едим в память о горечи египетского рабства. У человека есть два способа реагировать на боль. Одни бегут от нее, стараются забыть, не вспоминать. Другие все время живут в этой боли, они охвачены и парализованы ею. Мы знаем это на примере людей, переживших Холокост. Некоторые не хотят говорить о своих мучениях, боятся дотронуться до этого больного места, и боль навсегда остается в глубине их души. Другие не перестают об этой боли говорить, живут ею изо дня в день, зацикливаются на ней. Оба этих пути разрушительны для человека. Марор предлагает нам третий, позитивный путь пережить боль. Нужно выделить специальное время для того, чтобы съесть марор – пережить боль, повспоминать, поплакать. Это помогает ввести боль в некие рамки, трансформировать ее в ту реальность, которую уже можно анализировать и преодолевать. И еще нужно понимать, что вот это был марор, а теперь настало время для мацы и вина. Это позволит двигаться дальше и радоваться жизни.

Веселого и кошерного Песаха, дорогие друзья!


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину