Праздник Шавуот в СинагогеКонцерт «Еврейские хиты + 5»

28 мая 2017 / 3 сивана 5777

Шавуот 31 мая

16.12.2016

Песня спасшегося

Хана Ериш рассказывает о внутреннем смысле хасидского нигуна «Пада бешалом», который поют 19 кислева – в Новый год хасидизма

Нигун Пада Бешалом к 19 кислева объяснение внутреннего смыслаНигун «Пада бешалом» составлен хасидами Ребе Дов-Бера (Мителер Ребе) и посвящен событиям 19 Кислева.

В тот момент, когда основатель движения «Хабад» Алтер Ребе, находившийся в заключении по ложному доносу, читал строки 55-й главы Теиллим (псалмов), содержащие слова «Пада бешалом» («Избавил с миром душу мою»), его известили об освобождении. По «случайному совпадению», эти строки выражали глубокий духовный смысл Освобождения Ребе. Поэтому – и просто в память о радостном событии – текст «Пада бешалом» стал основой хасидского нигуна.

В хасидских нигунах, в отличие от просто песен, и словесный, и музыкальный тексты являются равноправными носителями информации. Музыкальная и словесная «реальности» находятся между собой в разных соотношениях. Иногда музыка детально иллюстрирует слова. Иногда – воссоздает их общий настрой. Бывает, что это две параллельные реальности. А бывает, что они противоречат одна другой.

Музыкальное строение нигуна «Пада бешалом» очень четкое. По сути это песня, построенная по принципу «куплет-припев» с импровизационным разделом в середине.

Нигун Пада Бешалом к 19 кислева объяснение внутреннего смысла Нигун Пада Бешалом к 19 кислева объяснение внутреннего смыслаувеличить изображение

Слушать нигун

Структура словесного текста такова. Сначала рассказывается об «избавлении». Потом – об уверенности, что «Вс-вышний услышит». Далее – описание «врагов». Потом призыв возложить надежду на Всевышнего, Который не даст упасть праведнику, а коварным врагам воздаст по заслугам. Завершается все жизнеутверждающе: «А я на Тебя полагаюсь!».

Перевод нигуна «Пада бешалом» (Теиллим 55:19 – 24)

(19) Избавил Он в мире душу мою от нападения на меня, ибо во множестве были они возле меня. (20) Услышит Б-г, и усмирит их Восседающий издревле – Сэла! – тех, у кого нет перемен, и (тех, что) не боятся Б-га, (21) (Кто) простер руки свои на (пребывающих) в мире с ним, нарушил союз свой. (22) Мягче масла уста его, а в сердце его – брань, нежнее елея слова его, но они – мечи обнаженные. (23) Возложи на Г-спода бремя твое, и Он поддержит тебя, вовеки не даст праведнику поколебаться. (24) И Ты, Б-же, низведешь их в яму гибельную; люди кровожадные и коварные не доживут до половины дней своих. А я на Тебя полагаюсь!

Как соотносятся словесный и музыкальный смысловой ряды? Есть интересная закономерность. Когда в тексте Теиллим идет речь о Вс-вышнем, уверенности в Нем, в музыке мы слышим четкую структуру. Каждая музыкальная мысль закончена, фразы логически «вытекают» одна из другой. Это – первая, «песенная» часть нигуна.

Далее, как только внимание переключается на размышление о коварстве врагов, строение нигуна перестает быть устойчивым. Музыкальные фразы становятся больше похожими на жалобную речь, они хаотично сменяют одна другую. Это средний, «импровизационный» раздел.

В конце среднего раздела снова упоминается Вс-вышний. И музыка чутко реагирует на него: композиционная структура «выравнивается», возвращаются «куплет и припев» первой части.

Такое соотношение слов и музыки в нигуне «Пада бешалом» может научить нас двум вещам.

1. Мысли о святости и уверенности в Творце стройны, логичны и выверены. Они не приходят в голову сами: на них надо сознательно настраиваться. Они требуют внутреннего порядка и усилия воли. Другое дело – мысли о проблемах и трудностях. Они произвольно сменяют одна другую, «затопляя» сознание.

2. В нигуне «Пада бешалом» под влиянием текста меняется характер музыки. Мне всегда представлялось, что словесный текст в этом нигуне олицетворяет собой мысль как ведущее начало. А текст музыкальный воплощает собой реальность, которая идет вслед за мыслью. Язык слов ведь в принципе более материален, чем язык музыки. Он более конкретный и вещественный. Для меня нигун «Пада бешалом» – живая иллюстрация того, что мысли «материальнее» действительности. И это очень важная хасидсая идея: какую бы реальность мы ни видели своими глазами, уверенность во Вс-вышнем способна поменять ее к лучшему.

Уверенность во Вс-вышнем помогла Алтер Ребе 19 Кислева выйти на свободу. Благодаря ей «Хабад» усилиями семи поколений Ребе дошел до наших дней и приобрел тысячи последователей. Благодаря ей мы, с Б-жьей помощью, будем встречать праведного Машиаха в Третьем Храме уже в этом новом хасидском году!


Статью автора о нигуне «Четырех врат» читайте тут

Услышать «Пада бешалом» и другие нигуны в живом исполнении Вы можете на Мега-фарбренгене в честь 19 Кислева, который состоится в Большой Хоральной Синагоге Петербурга (Лермонтовский пр., д. 2) 17 декабря в 19:00. В программе – хасидская музыка, обряд «Авдала», изысканная трапеза и рассказ раввина Байтмана (Днепропетровск) о внутреннем смысле Нового года хасидизма. Ведущий вечера – раввин Цви Пинский. Узнать подробности и приобрести билет можно тут.



Вконтакте
Facebook

ЦЕНТР ИЗРАИЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Все
В Петербурге
В мире
26 мая 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011
Гостевой дом Архивный поиск