28 июня 2017 / 4 таммуза 5777

06.08.2015

Урок Торы. Недельная глава «Экев»

Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер о силе еврейской молитвы

Молитва в иудаизме урок по недельной главе ТорыВ главе Торы «Экев» , которую мы читаем на этой неделе, говорится о том, что заповедано «служить Б-гу всем сердцем и всей душой». Согласно комментаторам, под таким служением имеется в виду тфила, молитва. Это одна из важнейших заповедей иудаизма.

Но что такое молитва, в чем ее суть?

По мнению многих авторитетов, это, в первую очередь, просьба о помощи, с которой мы обращаемся к Б-гу в сложной ситуации или в решающий момент жизни.

Однако мудрецы постановили, что молиться следует не только в момент непосредственной нужды, но и регулярно, трижды в день. Традиция ежедневной молитвы восходит еще к праотцам: согласно мидрашам, Авраам установил молитву Шахарит, Ицхак – Минху, Яаков – Маарив. В чем смысл ежедневной молитвы? Почему бы не молиться только тогда, когда в этом есть внутренняя потребность, особый зов души? Ведь постоянная молитва может вызывать привыкание, чувство рутины?

Ответ содержится в самом слове «тфила», молитва. Это слово можно перевезти также как «связь». Вспомним историю соперничества между Леей и Рахелью. Лея рожала одного сына за другим, Рахель была бездетна. Увидев, что родить ребенка не получается, Рахель дала в жены Яакову свою служанку: «пусть она родит на колени мои, чтобы я имела детей через нее». Когда служанка родила второго сына, Рахель, торжествуя, назвала его Нафтали (обратите внимание, как похоже звучит это слово на тфила!) и сказала: «Узами (нафтулей) Б-га связана я с сестрой». Итак, тфила – это связь. Идея молитвы – в связи, соединении с Б-жественностью. Человек стоит перед Б-гом, разговаривает с Ним, благодарит, о чем-то просит, но все же главная суть молитвы – в объединении с Ним. В «обыденной» жизни мы разговариваем с близкими, друзьями, но во время молитвы у нас появляется еще один собеседник – Вс-вышний.

Что наши мудрецы называют образцом совершенной молитвы? Не молитву Моше – а ведь он 515 раз просил Б-га о позволении войти в Землю Израиля. Не молитву Давида, обращавшегося к Б-гу с такой силой, что «сердце стало пусто внутри него». А молитву Ханы – матери пророка Шмуэля. Ее история такова. У Ханы долго не было детей. В отчаянии она отправилась помолиться в город Шило, где находился Мишкан – переносной Храм. Во время молитвы Хана плакала, ее губы беззвучно шевелились. Священник Эли даже сначала решил, что она пьяна. Но на самом деле Хана просто была предельно сосредоточена. Горячо произнося слова молитвы, она ощущала, что на самом деле в этот момент она стоит и разговаривает с Вс-вышним.

Интересно, что сложности с рождением детей испытывали все праматери еврейского народа. Сара родила лишь в 90 лет. Ривка не имела детей в течение 20 лет после замужества. У Рахели также дети появились очень поздно. Даже у Леи, родившей нескольких детей, все было совсем не просто. В главе Берешит (29:31) сказано: «И увидел Г-сподь, что Лея нелюбима, и отверз утробу ее». Это означает, что изначально ее чрево было «закрыто», Вс-вышний наградил ее большим потомством лишь в качестве «компенсации» за то, что Лея была нелюбимой женой.

В Талмуде ставится такой вопрос: почему праматери, праведные женщины, были поставлены в такую ситуацию? Мудрецы дают такой ответ: Вс-вышний желает молитвы праведников, подобно тому, как отец хочет слышать голос своего ребенка! И если «сын» сам не обращается к «отцу», Вс-вышний создаст для него такую ситуацию, чтобы появилась потребность в молитве. Подобно тому, как молитва дорога нам, она дорога и Б-гу. Мы нуждаемся во встрече с Ним, но и Он тоже желает этой встречи! В Талмуде (трактат «Брахот») сказано: если человек ходит в синагогу на молитву изо дня в день, и вдруг какой-то из дней пропустит, Вс-вышний спрашивает: «Почему ты не пришел?». Встреча с нами становится для Него такой важной, что Он не хочет ее пропустить!

Ничто в мире не обладает такой силой, как молитва. О царе Хизкияу рассказывают, что он был тяжело болен и должен был умереть. Пророк Йешаяу сказал ему: «Это приговор уже утвержден». Но Хизкияу не отчаялся, а стал молиться. Его молитва была услышана, и Вс-вышний добавил ему 15 лет жизни.

Мудрецы говорят, что молитва подобна подъему по лестнице. Она состоит из нескольких ступеней. Сначала идут утренние благословения. Человек благодарит Б-га за все то, что Он ему дал. Далее читаются «псукей де зимра», хвалы Вс-вышнему за то, что Он создал мир… Последняя ступень молитвы – это Амида, во время которой человек стоит лицом к лицу с Б-гом.

Итак, молитва – это служение «всем сердцем», время, когда мы можем беседовать с Вс-вышним, включив Его в свою повседневную жизнь.



Вконтакте
Facebook

ЦЕНТР ИЗРАИЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЫ Гостевой дом
Все
В Петербурге
В мире
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011
Архивный поиск