04.08.2014
«Ложка дегтя» на еврейской свадьбе
«Ложка дегтя» на еврейской свадьбе
Почему, когда на свадьбе разбивают бокал, нельзя кричать «Мазл тов»? Разрешен ли электросинтезатор на свадьбе в Иерусалиме? Раввин Ури Суперфин рассказывает нашим читателям о том, как память о разрушенном Иерусалимском Храме повлияла на свадебные обычаи
«…Пусть прилипнет язык мой к нёбу, если не поставлю я память о (разрушенном) Иерусалиме во главу радости моей» (Теиллим 127).
Половина законов, касающихся памяти о разрушенном Храме, связана со свадьбой. Наши мудрецы неслучайно выбрали свадьбу в качестве идеального момента для вспоминания о разрушенном Храме: именно в момент наивысшей радости, каким является торжество в честь создания новой семьи, дань памяти о постигшей наш народ утрате наиболее красноречива. Мы как будто показываем этим, что никакая, даже самая сильная, радость не способна заставить нас забыть о Храме, и она не может быть цельной все то время, пока разрушен дом Вс-вышнего.
Почему разбивают бокал?
Автор композиции – Владимир Заричнюк |
В Талмуде рассказывается об одном мудреце, который в разгар свадьбы сына, увидев, что его гости развеселились сверх всякой меры, принес баснословно дорогой кубок, и, разбив его на глазах у всех, приостановил разбушевавшееся веселье.
Комментаторы поясняют, что эта история легла в основу распространенного обычая – разбивать бокал под хупой. Обычая, призванного напомнить каждому о разрушенном Храме.
Надо заметить, что этот обычай в наши дни, увы, не приводит к желаемому результату: повсеместно на свадьбах при разбивании бокала гости восклицают: «Мазл тов!», возглас, вполне уместный при такого рода «авариях» где-нибудь на кухне, однако совершенно неприемлемый в данном случае. К тому же, надо добавить, что бессмысленная порча вещей запрещается Торой, и, если разбитие бокала не достигло своей цели, выходит, что присутствующие своим «мазлтовом» подводят жениха, который, как выяснилось задним числом, просто испортил хорошую вещь!
Интересно, почему сегодня разбивают обычные, а не дорогостоящие бокалы? Вероятно, надо ответить, что, по сравнению с вышеприведенной историей из Талмуда, где разбитие кубка произошло спонтанно, на любой свадьбе это – «номер программы», один из многих, ожидаемый и известный. Поэтому стоимость кубка не повлияет на «уровень грусти» у присутствующих.
Вот как это выглядит на практике |
Также под хупой можно видеть и другой, весьма распространенный, обычай, связанный с памятью о разрушенном Храме: раввин, ведущий обряд бракосочетания, кладет щепотку пепла на темя жениху – в память о пепле пожарищ захваченного Иерусалима.
А как насчет музыки?
«Нет свадебного веселья без музыки», – пишет автор основополагающей книги законов «Тур». Значение музыки на свадьбе столь велико, что, когда в одном из городов Европы градоначальство запретило играть на свадьбах (вследствие безвременной кончины жены бургомистра), Маариль (один из величайших мудрецов Торы времен написания «Шульхан аруха») повелел перенести свадебное торжество в другой город! И это тогда, когда междугородние путешествия были делом нелегким и изнурительным!
Тем не менее, и этот атрибут свадебного торжества был подвергнут определенной корректировке. Сто пятьдесят лет назад в Иерусалиме свирепствовала эпидемия, унесшая много жизней. Один из величайших иерусалимских мудрецов того времени совершил «шеилат халом» (т.е. вопрос, задаваемый во сне «в высших инстанциях» после соответствующей подготовки): какова причина столь сильного гнева небес? И получил ответ: причина заключается в том, что, для тех, кто живет «на расстоянии вытянутой руки» от места, где стоял Храм Всевышнего, жители Иерусалима недостаточно трепетно относятся к памяти о разрушенной святыне еврейского народа!
Реакцией на это обвинение послужил строгий запрет, подписанный мудрецами, жившими в Земле Израиля, а также некоторыми авторитетами за границей. Этот запрет – под угрозой отлучения! – ограничивал музыкальное сопровождение каждой свадьбы, совершаемой в Иерусалиме, одним инструментом. В дальнейшем этот запрет породил несколько интереснейших галахических споров: распространяется ли данный запрет также на новые, построенные позже, районы Иерусалима? Подпадает ли «под статью» озвучивание оркестра с помощью патефона (а затем и магнитофона)? Допустимо ли использование электросинтезатора, как известно, обладающего способностью воспроизводить одновременно имитацию многих музыкальных инструментов, но, тем не менее, фактически являющегося одним инструментом?
Мнения авторитетов по данным вопросам разделились. Хасидские общины довольствуются на свадьбах ударной установкой и вокалом (понятно, что такое сочетание не дает забыть о разрушенном Храме!), «литовские» общины используют электросинтезатор, а некоторые, называемые «современными ортодоксами», позволяют себе и оркестр на основании утверждения, что весь запрет касается только старой части Иерусалима и не может распространяться на новые районы.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2