15.04.2015
С искрой и без
С искрой и без
Главный раввин Петербурга о кошерных и некошерных животных
У каждого народа есть национальные особенности кухни. Китайцы любят рис, итальянцы – макароны. Но специфика еврейской кухни – не гефилте фиш, а законы кашрута.
Как раз классификации «кошерных» и «некошерных» животных и посвящена глава Торы «Шмини», которую мы читаем на этой неделе.
Тора перечисляет 10 видов кошерных животных; их признаки таковы: у животного раздвоенные копыта, и оно жует жвачку. Все остальные животные некошерны.
Что касается птиц, здесь принцип обратный – в Торе называны 24 вида запрещенных птиц.
Хок, и никаких объяснений!
Тора никак не объясняет нам, почему то или иное животное разрешено или запрещено. Законы кашрута относятся к разряду «хок» – так называются законы, не имеющие рационального объяснения. Мы не понимаем причину, но полностью доверяем Вс-вышнему: если Он установил тот или иной закон, Он знал, что делает!
В «Сефер Ахинух» (классический труд, содержащий разъяснение всех 613 заповедей) высказывается такая мысль: Тора не рассказывает нам о смысле законов кашрута, чтобы сохранить их универсальность. Ведь человеку свойственно переоценивать возможности своего разума. Получив детальное разъяснение, мы можем начать мудрствовать и в конце концов придем к ложному выводу, что тот или иной закон имел смысл лишь в конкретном месте и в конкретное время.
Тора против грязнуль
А вот Рамбам (12 в.), великий ученый Торы, философ и медик, в своем труде «Море Невухим» как раз пытается дать рациональное объяснение законам кашрута. Он считает, что большинство животных проводят много времени в грязи, поэтому их мясо вредно человеку. И, соответственно, Тора выделяет в пищу человеку только 10 видов животных, которым свойственны более чистоплотные привычки.
Не сводите Тору к гигиене!
С этим мнением спорит другой великий еврейский ученый 15-го века Абарбанель.
«Вы когда-нибудь слышали, чтобы у людей, не соблюдающих кашрут, возникали проблемы со здоровьем?» – не без сарказма осведомляется он. Согласно Абарбанелю, Тора – это не медицинский трактат и не поваренная книга, поэтому не нужно сводить законы кашрута к вопросам гигиены и здоровья.
Дикое мясо как фактор жестокости
Рамбан (13 в.) высказывает другое предположение. Он отмечает, что среди «чистых» животных и птиц нет ни одного хищника. И это неспроста. Как ведет себя хищник? Он внезапно нападает на жертву и свирепо ее терзает. Эта жестокость в буквальном смысле проникает в его плоть и кровь. И если человек будет есть мясо хищника, он сам станет бесчувственным и лишенным сострадания. Не такая уж странная идея – все мы знаем, что еда способна влиять на состояние и настроение человека: кофеин возбуждает, алкоголь рассеивает внимание…
Как бы то ни было, все комментаторы сходятся на том, что Создатель неба и земли лучше знает, какая еда подходит человеку, поэтому и дает нам законы кашрута.
Искры и скорлупа
В Каббале и хасидизме законам кашрута дается мистическое обоснование. В каждом живом существе есть искры Б-жественности, которые дают им жизненную силу и связывают с Источником. У кошерных животных эта искра горит ярко и сильно. У некошерных животных она практически сокрыта. Согласно классификации Каббалы, «нечистые» животные относятся к разряду «клипа» («скорлупа»). Между тем, задача процесса поглощения пищи – как раз в том, чтобы раскрыть содержащуюся в продуктах Б-жественность и принести пользу душе.
«С этим блюдом что-то не так!»
И напоследок расскажу вам хасидскую майсу. У Альтер Ребе был хасид реб Шмуэль Мункес, остроумный и находчивый человек. Однажды во время фарбренгена (хасидского застолья) повар поставил на стол блюдо с мясом. Реб Шмуэль схватил его и выбросил в помойное ведро! Рассерженные хасиды хотели проучить наглеца. Но тут вбежала какая-то женщина с воплем: «Гевалт! Шойхет сказал, что это мясо трефное!».
Когда остолбеневшие хасиды обрели дар речи, то спросили у Мункеса: «Откуда ты знал? На тебя сошел руах кодеш, пророческий дух?!»
«Нет, – ответил реб Шмуэль. Просто я дал себе слово никогда не брать то, к чему испытываю вожделение. А на это мясо мне просто-таки захотелось наброситься! И я понял – с этим блюдом что-то не так».
***
Хочу добавить, что соблюдать кашрут здесь, в Петербурге, вполне реально. Это совсем не так сложно, как кажется. Обращайтесь к нам с любыми вопросами. Мы будем рады дать вам совет и помочь. Ведь кашрут – это то, что влияет на всю нашу жизнь!
С законами кашрута Вы можете познакомиться тут
Если у Вас есть вопросы по соблюдению кашрута в Петербурге, пишите их в комментариях к этой статье, и мы обязательно попросим рава Певзнера ответить!
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2