23 мая 2017 / 27 ияра 5777

15.04.2015

С искрой и без

Главный раввин Петербурга о кошерных и некошерных животных

Кошерная пища спб законыУ каждого народа есть национальные особенности кухни. Китайцы любят рис, итальянцы – макароны. Но специфика еврейской кухни – не гефилте фиш, а законы кашрута.

Как раз классификации «кошерных» и «некошерных» животных и посвящена глава Торы «Шмини», которую мы читаем на этой неделе.

Тора перечисляет 10 видов кошерных животных; их признаки таковы: у животного раздвоенные копыта, и оно жует жвачку. Все остальные животные некошерны.

Что касается птиц, здесь принцип обратный – в Торе называны 24 вида запрещенных птиц.

Хок, и никаких объяснений!

Тора никак не объясняет нам, почему то или иное животное разрешено или запрещено. Законы кашрута относятся к разряду «хок» – так называются законы, не имеющие рационального объяснения. Мы не понимаем причину, но полностью доверяем Вс-вышнему: если Он установил тот или иной закон, Он знал, что делает!

В «Сефер Ахинух» (классический труд, содержащий разъяснение всех 613 заповедей) высказывается такая мысль: Тора не рассказывает нам о смысле законов кашрута, чтобы сохранить их универсальность. Ведь человеку свойственно переоценивать возможности своего разума. Получив детальное разъяснение, мы можем начать мудрствовать и в конце концов придем к ложному выводу, что тот или иной закон имел смысл лишь в конкретном месте и в конкретное время.

Тора против грязнуль

А вот Рамбам (12 в.), великий ученый Торы, философ и медик, в своем труде «Море Невухим» как раз пытается дать рациональное объяснение законам кашрута. Он считает, что большинство животных проводят много времени в грязи, поэтому их мясо вредно человеку. И, соответственно, Тора выделяет в пищу человеку только 10 видов животных, которым свойственны более чистоплотные привычки.

Не сводите Тору к гигиене!

С этим мнением спорит другой великий еврейский ученый 15-го века Абарбанель.

«Вы когда-нибудь слышали, чтобы у людей, не соблюдающих кашрут, возникали проблемы со здоровьем?» – не без сарказма осведомляется он. Согласно Абарбанелю, Тора – это не медицинский трактат и не поваренная книга, поэтому не нужно сводить законы кашрута к вопросам гигиены и здоровья.

Дикое мясо как фактор жестокости

Рамбан (13 в.) высказывает другое предположение. Он отмечает, что среди «чистых» животных и птиц нет ни одного хищника. И это неспроста. Как ведет себя хищник? Он внезапно нападает на жертву и свирепо ее терзает. Эта жестокость в буквальном смысле проникает в его плоть и кровь. И если человек будет есть мясо хищника, он сам станет бесчувственным и лишенным сострадания. Не такая уж странная идея – все мы знаем, что еда способна влиять на состояние и настроение человека: кофеин возбуждает, алкоголь рассеивает внимание…

Как бы то ни было, все комментаторы сходятся на том, что Создатель неба и земли лучше знает, какая еда подходит человеку, поэтому и дает нам законы кашрута.

Искры и скорлупа

В Каббале и хасидизме законам кашрута дается мистическое обоснование. В каждом живом существе есть искры Б-жественности, которые дают им жизненную силу и связывают с Источником. У кошерных животных эта искра горит ярко и сильно. У некошерных животных она практически сокрыта. Согласно классификации Каббалы, «нечистые» животные относятся к разряду «клипа» («скорлупа»). Между тем, задача процесса поглощения пищи – как раз в том, чтобы раскрыть содержащуюся в продуктах Б-жественность и принести пользу душе.

«С этим блюдом что-то не так!»

И напоследок расскажу вам хасидскую майсу. У Альтер Ребе был хасид реб Шмуэль Мункес, остроумный и находчивый человек. Однажды во время фарбренгена (хасидского застолья) повар поставил на стол блюдо с мясом. Реб Шмуэль схватил его и выбросил в помойное ведро! Рассерженные хасиды хотели проучить наглеца. Но тут вбежала какая-то женщина с воплем: «Гевалт! Шойхет сказал, что это мясо трефное!».

Когда остолбеневшие хасиды обрели дар речи, то спросили у Мункеса: «Откуда ты знал? На тебя сошел руах кодеш, пророческий дух?!»

«Нет, – ответил реб Шмуэль. Просто я дал себе слово никогда не брать то, к чему испытываю вожделение. А на это мясо мне просто-таки захотелось наброситься! И я понял – с этим блюдом что-то не так».

***

Хочу добавить, что соблюдать кашрут здесь, в Петербурге, вполне реально. Это совсем не так сложно, как кажется. Обращайтесь к нам с любыми вопросами. Мы будем рады дать вам совет и помочь. Ведь кашрут – это то, что влияет на всю нашу жизнь!

С законами кашрута Вы можете познакомиться тут

Если у Вас есть вопросы по соблюдению кашрута в Петербурге, пишите их в комментариях к этой статье, и мы обязательно попросим рава Певзнера ответить!



Вконтакте
Facebook

ЦЕНТР ИЗРАИЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЫ Остеопат из Израиля Канцепольской
Все
В Петербурге
В мире
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011
Гостевой дом Архивный поиск