25 июля 2017 / 2 ава 5777

Пост 9 Ава 1 августа

11.02.2015

Это кошерно, или что тут за значок со смайликом?

Об истории появления экшера – значка кашрута

экшерыТо, что религиозные евреи едят только кошерное, т.е. пищу, приготовленную согласно многочисленным требованиям еврейского закона, знают более-менее все. Однако как еврей знает, что купленный им продукт кошерен?

Как соблюдали кашрут в старину

Несколько веков назад все было просто. Системы общепита и крупной торговли не было. Еврей ел либо у себя дома, либо в гостях, а покупал продукты у знакомого лавочника. Соответственно, все было основано на доверии: если сапожник Мойша и лавочник Янкель ходил с тобой в хедер и молится в тобой в одной синагоге, то еврей по умолчанию предполагал, что в их доме его не накормят свининой или мясным борщом со сметаной. Если же у еврея возникал вопрос – например, в мясное блюдо окунали молочную ложку, или купленная курица казалась подозрительной – он шел к раввину, и тот решал проблему на месте.

Дремлю, слышу— пик-пик-пик. Петух с курами, провались они сквозь землю, стоят на столе, клюют ломоть хлеба, клюют вовсю. «Киш!» — кричу. Киш — раз, киш — два; что понимают куры? Клюют себе. Тут как раз, пропади она пропадом, подвернулась деревянная ложка, мясная... Я — хвать ложку и — к курам. Слышу — что-то выкипает на загнетке, вот я ложкой мясной не в кур — а в молочный горшок... И вот тебе незадача!
— А велик ли горшок? — спрашивает раввин.
— Больше моей головы,— отвечает Беня,— может, с ведро; я из него наедаюсь до отвала, потом работаю целый день без харча.
— Кошер! —решает раввин.

Менделе Мойхер-Сфорим, Маленький человек

Исключение составляли мясо и птица – поскольку законы кошерного убоя сложны и требуют специальных знаний. Поэтому за еврейскими бойнями тщательно следили городские раввины, которые периодически проверяли заточку ножей и экзаменовали желающих стать резниками на предмет знания законов. Не прошедших «аттестацию» к резке скота не допускали.

Представителями кагала определено резать птиц не иначе, как на синагогальном дворе. Резниками по этой части назначаются Мордухай и сын его Яков, с тем чтобы один из них занимался резкой, а другой надзирал бы за соблюдением при этом всех правил, предписанных законом, т.е. Талмудом.
Откупщик… обязан он поставить двух резников: одного — для совершения резки, а другого — для надзора за правильным исполнением сего процесса. Резники же должны иметь у себя аттестат от гаона главы бет-дина нашего города.

Из «Книги Кагала»

Порой в эти решения вмешивались экономические или идеологические соображения. Так, во многих местечках запрещали к продаже и употреблению мясо и птицу любого убоя, кроме местных резников (поскольку эту уменьшало доходы общины, получавшей отчисление с каждой туши). Однако по большей части подобные вопросы решались на местном уровне и без лишнего шума.

Новые реалии – новая система

Эта патриархальная идиллия исчезла вместе с породившим ее укладом. Жители больших городов уже не всегда знали ближайших соседей. Появились крупные производства и торговые сети. Прежняя система, основанная на доверии и личном знакомстве, перестала работать. Потребовалась система контроля, соответствующая новым реалиям. И такая система возникла. Появились крупные религиозные структуры, организовавшие систему лицензирования пищевой продукции.

В Земле Израиля эту функцию взял на себя Главный раввинат, созданный вскоре после того, как Палестина стала подмандатной британской территорией. В США возникло несколько крупных общенациональных структур, самой известной из которых, пожалуй, является Ортодоксальный союз (Orthothodox Union, OU), созданный еще в 1898 году раввином Генри Мендесом, и ОК, которую создал в 1935 раввин Бернард Леви, впоследствии сблизившийся сначала с шестым, а затем с седьмым любавическим Ребе.

Как это устроено и кто на ком зарабатывает?

Схема работы всех этих организаций примерно одинакова. Фабрика или бойня, желающая выйти на рынок кошерных продуктов, платит лицензирующей организации определенную сумму денег (обычно зависящую от объема и характера производства). Со своей стороны, организация сообщает свои требования и направляет своих инспекторов. Во многих случаях последние находятся на производстве постоянно – так было, к примеру, на фабрике по расфасовке суповых концентратов, где автор этих строк начинал свой трудовой стаж в Израиле. В других случаях инспекторы появляются время от времени – к примеру, коровники, где доят молоко для израильского молочного гиганта «Тнува», они посещают пять раз в месяц. В спорных ситуациях окончательное решение принимает раввин. Предприятие же, соответственно, получает право писать на своих товарах, что кошерность ее продукции заверена соответствующей организацией, и поставить на упаковке ее значок – например, OU для Orthrthodox Union.

Почему так много структур, выдающих сертификаты о кошерности?

С учетом современных средств коммуникации, вполне возможным было бы создание всемирной организации, лицензирующей кошерное производство. Однако можно с уверенностью утверждать, что в ближайшее время такого не случится. Более того, во многих странах, включая Израиль и США, есть несколько ортодоксальных структур, выдающих сертификаты о кошерности. Этому есть несколько объективных и субъективных причин.

Прежде всего, в еврейских диетарных законах нет единства. Это касается даже такой, казалось бы, очевидной вещи, как список разрешенных в пищу животных, особенно рыб. К примеру, р. Ланда (Нода бе-Йегуда), величайший европейский галахист XVIII столетия, полагал кошерным осетра. Большинство раввинов с ним не согласилось, однако еще в 30-е годы прошлого века осетр фигурировал в списке кошерных рыб, опубликованной почтенной американской организацией Agudas ha-Rabbonim.

Во-вторых, в галахе есть много случаев, относительно которых среди религиозных авторитетов есть расхождения (чаше всего это касается различных внутренних повреждений у скота): одни разрешают, другие запрещают. Соответственно, столкнувшись с подобной проблемой, раввин-инспектор может следовать более мягкой или более строгой линии. Первое соответствует интересам производителя (кому охота терпеть убытки, если тушу быка или партию консервов объявят некошерной), второе – свидетельствует о стремлении к большему благочестию и богобоязненности.

Некоторые споры носят «системный» характер. К примеру, религиозные сионисты полагаются на т.э этер мехира – фиктивную продажу еврейской земли нееврею, позволяющей, по их мнению, заниматься сельхозработами и продавать продукцию седьмого субботнего года. Ортодоксальное сообщество с этим решительно не согласно, и в седьмой год покупают только овощи и фрукты, выращенные неевреями.

В некоторых случаях галахические соображения тесно переплетаются с идеологическими. Так, к примеру, было в Палестине после создания Главного раввината. Поскольку раввинат был тесно связан с сионистской организацией, многие иерусалимские ультраортодосы, придерживавшиеся в те годы антисионистских убеждений, отказались иметь с ним дело, и создали собственные структуры, отвечающие за вопросы кашрута.

Наконец, деньги. Как мы уже писали, сертификация кошерной продукции – довольно выгодный бизнес, а заработать хотят все. Поэтому когда, к примеру, Бельцкому хасидскому двору потребовались новые источники доходов, Бельцкий ребе р. Иссахар-Дов создал в 1979 свою структуру сертификации кошерности различных продуктов.

Главные игроки на кошерном рынке

В результате на рынке кошерных продуктов действует множество религиозных структур, предоставляющих сертификаты о кошерности. Самой известной из них является иерусалимская Эды Харедит, тесно связанная с Сатмарскими хасидами. (Эта структура известна как Бадац Эдда Харедит, или просто Бадац – аббревиатура еврейского Бейт-Дин Цедек, религиозный суд). Каждая из этих организаций придерживается своих стандартов, причем, поскольку большинство из них относятся к ортодоксальному лагерю, в «борьбе за потребителя» они, чаще всего, стараются продемонстрировать максимально строгий подход к вопросам кашрута. В свою очередь, раввины общин и главы хасидских дворов неустанно напоминают своим последователям, какие бадацы отвечают их религиозным стандартам, а какие, напротив, недотягивают до нужных стандартов кошерности. Кашрут от главного раввината Израиля не уважает практически никто из ультра-ортодоксов: считается, что тамошние стандарты слишком либеральны, а инспекторы – слишком покладисты.

По израильским законам, все продукты, которые продаются как кошерные, должны получить сертификат государственного раввината; тем, кто хочет выйти на ортодоксальный рынок, нужно платить дополнительно. В результате кошерность какой-нибудь банки с вареньем может удостоверять сразу несколько печатей.

В Америке, где религия отделена от государства, каждый производитель волен определять, к кому обращаться. Главными игроками на кошерном рынке там являются упомянутые выше OK и OU, сертифицирующие, соответственно, 1500 и 2300 компаний.

В результате сложилась ситуация, когда многие религиозные евреи не могут есть не только у неевреев или нерелигиозных соплеменников, но и в домах своих правоверных единоверцев, покупающих продукты с другим значком. Дело доходит до анекдотов: несколько лет моего приятеля, пришедшего на кошерную свадьбу, спросили, какой кашрут он предпочитает, а когда он ответил, что ему без разницы, сказали: «Тогда постойте в стороне. У нас СЕМЬ СТОЛОВ с разными кашрутами, где будет место, там и сядете».

Что делать простому еврею?

Что же в такой ситуации делать простому еврею? Во-первых, можно провести сравнительное исследование галахических стандартов разных организаций, серьезно изучить первоисточники и самому решить, кому и в чем доверять. Это, естественно, удел немногих избранных. Во-вторых, можно решить, что с нашей стороны будет неправильно сомневаться в мудрости и знаниях любого раввина, и раз он признал продукт кошерным, значит, у него были на это свои основания. В третьих, можно последовать совету, который приводится уже в Талмуде: «выбрать себе учителя» (раввина или просто знатока Торы), и поступать, как он скажет.

В исконно религиозной среде обычно следуют тому стандарту, который был испокон веков принят в данной конкретной общине.

Самые известные экшеры – значки кашрута

знак кашрута — экшерКошер Россия
Печать департамента кашрута при главном раввинате России по версии ФЕОР

знак кашрута — экшерПечать главы раввинского суда объедения раввинов России, главного раввина России по версии ФЕОР Берла Лазара

знак кашрута — экшерПечать Всемирного департамента кашрута ОК (OK Kosher Certifiaction) – одной из наиболее авторитетных в мире организаций по сертификации кашрута

знак кашрута — экшерЗнак крупнейшей еврейской ортодоксальной организации США и Канады – «Orthodox Union» («Ортодокс Юнион», ОЮ), объединяющей почти 1100 синагог Северной Америки

знак кашрута — экшерБадац – один из самых известных израильских экшеров.
БаДаЦ – абревиатура – Бейт (дом) Дин (суда) Цедек (праведного).
Бадац эда харедит – Иерушалаим – печать раввинского суда ортодоксальной общины Иерусалима

Марина Карпова, Евгений Левин

Есть вопросы по кашруту? Хотите знать, что кошерно, а что нет? Какие продукты, соответствующие еврейскому закону, можно найти на полках обычных магазинов? Задайте Ваш вопрос в комментариях к этой статье, и мы обязательно на них ответим!



Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011