30 апреля 2017 / 4 ияра 5777

28.04.2014

Как иудаизм борется с «соломенными вдовами»

Развод в иудаизме возможен, хоть и не приветствуется. В принципе, процедура развода не сложна. Но есть одно «но». Если муж по доброй воле не хочет дать жене гет — развод, его практически невозможно к этому принудить. В этом случает его жена не может выйти замуж вторично и обречена на одиночество. Это патовая ситуация: с мужем жить она не может, завязать другие отношения — тоже (иначе это будет приравнено к прелюбодеянию). В иврите есть даже специальный глагол, значение которого — «оставить жену без развода»! Об этой коллизии и о том, можно ли ее как-то преодолеть, рассказывает раввин Ури Суперфин.

Тора отдает право расторгнуть брачный союз мужу. Но речь идет о самом акте расторжения, инициатива же может принадлежать и супруге — главное, чтобы муж был 
соломенные вдовысогласен. Если же муж отказывается дать жене гет — разводное письмо, женщина оказывается в «подвешенном состоянии». Она получает статус «агуна» (что-то вроде «соломенной вдовы»). В большинстве случаев причины, из-за которых мужья выступают в роли «собаки на сене», —финансового свойства. Таким способом они пытаются оказать давление на своих супруг с тем, чтобы те заняли более гибкую позицию при разделе «совместно нажитого».

Иногда муж обязан дать развод по закону: например, если выяснилось, что закон запрещает этим супругам состоять в браке (к примеру, стало известно, что жена коэна когда-то была замужем и развелась, а не овдовела, как думали) или если он не выполняет своих обязательств по отношению к жене (не выполняет супружеский долг).

Среди авторитетов ведется спор, можно ли заставлять мужа развестись с женой, если повод для этого не оговорен в Талмуде. К примеру, если муж бьет жену, или его поведение позорит ее в глазах окружающих, или он изменяет ей и т.п. Рабби Моше Исраэлис (ашкеназский «соавтор» Шулхан Аруха — основного кодекса еврейского закона) полагает, что в этом случае суд вправе заставить мужа дать развод. Не все авторитеты разделяют это мнение, однако в определенных случаях раввинский суд принимает подобные претензии во внимание.

Если же муж, в соответствии с буквой закона, не обязан разводиться, никакая сила не способна сделать разводное письмо, данное им по принуждению, действительным. И его жена, имея на руках такое письмо, не сможет выйти замуж за кого-то другого. Тем более если гет был получен от мужа насильно посредством некоей инициативы, исходящей не от еврейского раввинского суда (например, от родственников): в этом случае, даже если в соответствии с буквой закона муж обязан развестись, гет не будет действителен. Так что, в принципе, любое принуждение, не инициированное раввинским судом, не имеет смысла.

Чтобы гет считался «гетом по принуждению», совсем не обязательно оказывать на мужа физическое давление. Даже такие средства принуждения, как штрафы и другие формы активного воздействия, расцениваются как давление и лишают гет всякой юридической силы.

Впрочем, существуют и такие меры, которые, с одной стороны, подталкивают мужа к согласию развестись, с другой стороны, не считаются принуждением с точки зрения алахи. Это, к примеру, так называемые «архакот де-рабейну Там». Общий знаменатель этих мер в том, что на мужа не оказывается прямого давления, а лишь косвенное. Прежде всего, это бойкот. Его не вызывают в синагоге к Торе, не считают частью миньяна, не учатся с ним и даже отказывают ему в обрезании сына, буде таковой родится! В теории, современные раввинские суды в Израиле имеют весьма широкие полномочия, чтобы добиться от мужей, отказывающихся дать гет свои женам, согласия на это. К примеру, арестовать банковский счет такого мужа, лишить его водительских прав, запретить ему покидать пределы страны и многое другое. Но надо отметить, что все эти меры редко применяются на практике. Ведь многие из перечисленных средств попадают в «серую область» между разрешенными и запрещенными способами воздействия.

Между тем

Религиозная сионистская организация «Цоар» придумала способ, как не допустить ситуацию, при которой женщина станет «агуной» («соломенной вдовой»). Об этом пишет ИА «Курсор». Новшество заключается в добрачном соглашении «о взаимном уважении», которое получило статус официального документа. В каком-то смысле это решение можно назвать историческим. Главная цель этого документа — предотвратить острую проблемную ситуацию, при которой мужчина не дает бывшей жене гет — документ о разводе.

Цоар помогает облегчить регистрацию брака в Главном раввинате Израиля, сопровождает каждую пару на всех этапах подготовки и оказывает помощь в проведении свадебной церемонии. За 15 лет своего существования организация «Цоар» предоставила помощь 70 тысячам женихов и невест; помогла создать семью 9 тысячам пар.



Вконтакте
Facebook

ЦЕНТР ИЗРАИЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЫ Остеопат из Израиля Канцепольской
Все
В Петербурге
В мире
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011
Гостевой дом Архивный поиск