Все проекты
Общину поддержали 29702 раз

Как иудаизм борется с «соломенными вдовами»

Как иудаизм борется с «соломенными вдовами»

Развод в иудаизме возможен, хоть и не приветствуется. В принципе, процедура развода не сложна. Но есть одно «но». Если муж по доброй воле не хочет дать жене гет — развод, его практически невозможно к этому принудить. В этом случает его жена не может выйти замуж вторично и обречена на одиночество. Это патовая ситуация: с мужем жить она не может, завязать другие отношения — тоже (иначе это будет приравнено к прелюбодеянию). В иврите есть даже специальный глагол, значение которого — «оставить жену без развода»! Об этой коллизии и о том, можно ли ее как-то преодолеть, рассказывает раввин Ури Суперфин.

Тора отдает право расторгнуть брачный союз мужу. Но речь идет о самом акте расторжения, инициатива же может принадлежать и супруге — главное, чтобы муж был 
соломенные вдовысогласен. Если же муж отказывается дать жене гет — разводное письмо, женщина оказывается в «подвешенном состоянии». Она получает статус «агуна» (что-то вроде «соломенной вдовы»). В большинстве случаев причины, из-за которых мужья выступают в роли «собаки на сене», —финансового свойства. Таким способом они пытаются оказать давление на своих супруг с тем, чтобы те заняли более гибкую позицию при разделе «совместно нажитого».

Иногда муж обязан дать развод по закону: например, если выяснилось, что закон запрещает этим супругам состоять в браке (к примеру, стало известно, что жена коэна когда-то была замужем и развелась, а не овдовела, как думали) или если он не выполняет своих обязательств по отношению к жене (не выполняет супружеский долг).

Среди авторитетов ведется спор, можно ли заставлять мужа развестись с женой, если повод для этого не оговорен в Талмуде. К примеру, если муж бьет жену, или его поведение позорит ее в глазах окружающих, или он изменяет ей и т.п. Рабби Моше Исраэлис (ашкеназский «соавтор» Шулхан Аруха — основного кодекса еврейского закона) полагает, что в этом случае суд вправе заставить мужа дать развод. Не все авторитеты разделяют это мнение, однако в определенных случаях раввинский суд принимает подобные претензии во внимание.

Если же муж, в соответствии с буквой закона, не обязан разводиться, никакая сила не способна сделать разводное письмо, данное им по принуждению, действительным. И его жена, имея на руках такое письмо, не сможет выйти замуж за кого-то другого. Тем более если гет был получен от мужа насильно посредством некоей инициативы, исходящей не от еврейского раввинского суда (например, от родственников): в этом случае, даже если в соответствии с буквой закона муж обязан развестись, гет не будет действителен. Так что, в принципе, любое принуждение, не инициированное раввинским судом, не имеет смысла.

Чтобы гет считался «гетом по принуждению», совсем не обязательно оказывать на мужа физическое давление. Даже такие средства принуждения, как штрафы и другие формы активного воздействия, расцениваются как давление и лишают гет всякой юридической силы.

Впрочем, существуют и такие меры, которые, с одной стороны, подталкивают мужа к согласию развестись, с другой стороны, не считаются принуждением с точки зрения алахи. Это, к примеру, так называемые «архакот де-рабейну Там». Общий знаменатель этих мер в том, что на мужа не оказывается прямого давления, а лишь косвенное. Прежде всего, это бойкот. Его не вызывают в синагоге к Торе, не считают частью миньяна, не учатся с ним и даже отказывают ему в обрезании сына, буде таковой родится! В теории, современные раввинские суды в Израиле имеют весьма широкие полномочия, чтобы добиться от мужей, отказывающихся дать гет свои женам, согласия на это. К примеру, арестовать банковский счет такого мужа, лишить его водительских прав, запретить ему покидать пределы страны и многое другое. Но надо отметить, что все эти меры редко применяются на практике. Ведь многие из перечисленных средств попадают в «серую область» между разрешенными и запрещенными способами воздействия.

Между тем

Религиозная сионистская организация «Цоар» придумала способ, как не допустить ситуацию, при которой женщина станет «агуной» («соломенной вдовой»). Об этом пишет ИА «Курсор». Новшество заключается в добрачном соглашении «о взаимном уважении», которое получило статус официального документа. В каком-то смысле это решение можно назвать историческим. Главная цель этого документа — предотвратить острую проблемную ситуацию, при которой мужчина не дает бывшей жене гет — документ о разводе.

Цоар помогает облегчить регистрацию брака в Главном раввинате Израиля, сопровождает каждую пару на всех этапах подготовки и оказывает помощь в проведении свадебной церемонии. За 15 лет своего существования организация «Цоар» предоставила помощь 70 тысячам женихов и невест; помогла создать семью 9 тысячам пар.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину