Все проекты
Общину поддержали 29706 раз

Богатство, бедность и мазаль

Влияют ли звезды на нашу судьбу? От чего зависит наш материальный достаток – предопределен ли он свыше или зависит от наших поступков? «Еврейские» ответы на эти вопросы дает реб Исроэль Фельдшеров.

«Все предопределено» или «свобода дана»?

Мудрец 13 века Рамбан говорил так: основа нашей веры заключается в том, что все, что есть у человека, зависит от его действий. Если ты исполнил заповедь, Вс-вышний пошлет тебе процветание и успех. Если, не дай Б-г, ты нарушишь заповедь, Вс-вышний тебя накажет. Получается, что человек своими поступками влияет на свое благосостояние.

Иудаизм и астрология знаки Зодиака и ТалмудС другой стороны, в Талмуде часто встречается понятие «мазаль» (это слово всем хорошо известно, мы то и дело желаем друг другу: мазаль тов!). На самом деле, это слово имеет несколько значений: «счастье, удача», «знак Зодиака», и также оно означает энергию, которая нисходит с Небес. А происходит оно от корня, означающего «течение». Как мы знаем, течение направлено всегда сверху вниз. То есть, имеется в виду некая энергия, истекающая с Небес в наш материальный мир.

И мудрецы Талмуда говорят о том, что от этого «мазаля» зависят удача, успех, материальный достаток.

В трактате Таанит рассказывается такая история о рабби Элиезере бен Педате. Был он очень беден, иногда даже на ногах едва держался от голода. Однажды заметили, что рабби Элиезер одновременно смеется и плачет. Спросили у него, что случилось? Рассказал мудрец: «Спросил я у Вс-вышнего: сколько еще мне будет так тяжело в этом мире? И Он ответил мне: сын мой, хочешь, я переверну весь мир, и ты родишься заново – богатым?». Рабби Элиэзер такого не захотел и отказался.

То есть, помочь рабби Элиэзеру избавиться от бедности могло лишь чудо, сверхъестественное вмешательство в обыденный порядок вещей.

Итак, мы видим два противоположных, казалось бы, представления. Одно заключается в том, что материальное благополучие зависит от наших действий, другое – в том, что оно предопределено Небесами.

Богатство и бедность – «поверхностные» и «сущностные»

Как же можно примирить два этих принципа?

На самом деле, есть два вида бедности и богатства.

Бывает, что материальный достаток является чем-то внешним по отношению к человеку. В Талмуде сказано: «Меняющий место – меняет мазаль». К примеру, был человек дворником. Переехал в другой город – и открыл процветающий бизнес.

А бывает, что бедность или богатство становятся сущностью человека. Кому-то Вс-вышний дарует призвание быть богатым и содержать мудрецов Торы. Другому определяет быть бедным, но счастливым, и своим примером показывать окружающим, что не в деньгах счастье.

И если ваша бедность первого вида, то это положение дел можно изменить молитвой и добрыми делами. А если второго вида, то сделать ничего нельзя, потому что это выбор самого Вс-вышнего. Пугаться этого не надо – как правило, люди, которых выбрал для той или иной миссии сам Вс-вышний, с легкостью справляются со своими испытаниями.

«У евреев нет мазаля»

Но есть и еще одна известная фраза из Талмуда, снова переворачивающая с ног на голову все сказанное выше: «Эйн мазаль ле Исраэль – у евреев нет мазаля».

Где же истина?

Объясняют мудрецы: еврейский народ способен подняться выше мазаля. Когда мы исполняем заповеди, связанные с годовым циклом праздников, это возвышает нас над природным порядком вещей, над нашим мазалем. Переводя это на язык обычного человеческого опыта, вспомним тот душевный подъем, который мы испытываем в праздники, это ощущение приподнятости над будничной суетой.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину