Все проекты
Общину поддержали 29734 раз

Нет легкой наживе!

Нет легкой наживе!

Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер – о запрете ростовщичества

В главе Торы «Беар», которую мы читаем на этой неделе, говорится о важнейшем принципе, который затрагивает финансовую сторону нашей жизни. Это запрет брать Еврейский закон запрет давать деньги в рости давать деньги в рост внутри еврейского сообщества. Об этом сказано так (Ваикра 25:36): «Не бери с него лихвы и роста, и бойся Б-га твоего, чтоб жил брат твой с тобою».

Запрет этот настолько серьезен, что о его нарушителе мудрецы говорят: «Дающий в долг под проценты – кофер бе Элокей Исраэль (сомневающийся в Б-ге Израиля)». Такой человек, согласно мудрецам, не воскреснет из мертвых после прихода Машиаха. И даже в земной жизни доход его будет уменьшаться.

Почему все настолько строго? А если тот, кто берет в долг у другого еврея, вполне готов выплатить проценты? Или, может быть, даже получит от этого какую-то выгоду?

На этот вопрос отвечает Рамбам, великий мудрец 12-го века. Он обращает внимание на то, какие формулировки использует Тора. Всякий раз, когда речь идет о запрете отдавать деньги в рост, говорится: «Брат твой». Это потому, что все евреи – одна большая семья. Ну а внутри семьи принято выручать друг друга, не рассчитывая на выгоду.

С других позиций подходит к этому вопросу философия хасидизма. Почему плохо давать деньги в рост другому человеку? Потому, что это слишком легкий заработок. Чтобы просто собирать проценты, не нужно ни ума, ни усилий. Подчеркнем: речь здесь идет об отношениях на личном уровне, между людьми. Потому что, когда человек делает инвестиции, вкладывает средства в банк, покупает ценные бумаги, то здесь есть хотя бы какой-то элемент риска, ответственности. Тут надо думать, соображать, анализировать ситуацию на рынке… А если вы дали своему знакомому деньги и получили процент, то это просто легкая нажива. Тора этого не одобряет. Нельзя жить плодами прошлого (один раз заработал – теперь имею проценты), нужно смотреть в будущее и все время создавать что-то новое. И этот принцип относится не только к финансам, он гораздо шире. Скверно, когда мы останавливаемся на достигнутом, начинаем «почивать на лаврах». Мы созданы для того, чтобы все время завоевывать новые вершины, а деньги для этого – не более чем инструмент. Человек подобен Вс-вышнему.

Мидраш рассказывает: когда наш праотец Авраам жил в Ур Касдиме, он с огорчением наблюдал царившие там нравы. Люди были изнежены, поздно вставали, сладко ели и пили… Придя в Эрец Кнаан (будущую землю Израиля) Авраам обнаружил, что здесь просыпаются рано, ведут бодрый образ жизни и трудятся весь день. «Дай Б-г, – взмолился Авраам, – чтобы эта земля досталась мне в удел!».

Б-г – Создатель, и мы тоже должны быть создателями – действовать, творить, стремиться к новому.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину