Все проекты
Общину поддержали 31189 раз

Где ты был до сих пор?!

Где ты был до сих пор?!

Раввин Цви Пинский о глубокой экзистенциальной философии приближающегося праздника Рош Ашана

Каждому, кто вырос в традиции, с детства памятен этот момент в утренней молитве на Рош Ашана, когда хазан (ведущий молитву) возвышает голос и с надрывом – даже Еврейские праздники Рош Ашана философский смыслне произносит, а просто-таки выкрикивает – слова «Амелех йошев бекисэ», «Царь, восседающий на престоле».

Любопытно, что во многих махзорах (сборниках праздничных молитв) в этом месте мелким шрифтом приводят одну интересную майсу. Сразу оговорюсь, что для сидуров это нетипично: никакой «лирики» в них нет, в сносках, набранных мелким шрифтом, приводятся только правила их чтения и пояснения. А тут вдруг – майса. Расскажу ее вам.

Однажды ребе Аарон из Карлина, дойдя в молитве до слов «Царь, восседающий на престоле», внезапно потерял сознание. Когда его привели в чувство, то бросились расспрашивать, что же с ним случилось. Ребе Аарон рассказал: «В тот момент я вспомнил историю из Талмуда про великого мудреца, рабби Йоханана бен Заккая. Стремясь предотвратить разрушение Иерусалима, рабби решил встретиться с римским военачальником Веспасианом. Лишь увидев военачальника, мудрец почувствовал, что вскоре тому суждено стать римским правителем (о чем сам Веспасиан на тот момент не подозревал) – и обратился к нему так, как обращаются к императору. Пришел в гнев Веспасиан и сказал:

– По справедливости, я должен тебя казнить. Ведь, если я не император, то, называя меня так, ты восстаешь против истинного правителя. Если же я император – ГДЕ ТЫ БЫЛ ДО СИХ ПОР?!

И вот, увидев в махзоре слова "Царь, восседающий на престоле", я подумал: "Если Он Царь, где я был до сих пор?!" И от трепета, вызванного этой мыслью, лишился чувств».

Как понять эту майсу нам, простым читателям? В чем смысл вопроса, который Веспасиан задал рабби Йоханану? Если ты царь, почему это так лично затрагивает меня, делает невозможным даже секундное промедление?

Самое классическое представление о Рош Ашана заключается в том, что это День Суда. Идея суда для нас проста и понятна, но в Рош Ашана есть еще более высокий смысл. Рош Ашана – это день, когда был создан первый человек. Адам, едва открыв глаза и встав на ноги, призвал все творение преклониться перед Б-гом. Иными словами, он принял сам и призвал все сущее призвать Вс-вышнего в качестве Царя. И с тех пор каждый год в Рош Ашана мы заново восстанавливаем царство Вс-вышнего, коронуем Творца.

В наше время не существует монархии в ее исконном понимании. С точки зрения иудаизма, между царем и подданными существует абсолютная, непреложная связь. Царь – не топ-менеджер всей страны, не просто управленец: все аспекты нации и страны заключены в личности царя, а личность царя связана с каждым из этих аспектов. Царь воплощает самую суть, средоточие государства. Что на самом деле говорит Веспасиан? «Если я – царь, то как может быть у тебя отдельное, индивидуальное существование, не связанное со мной? Если я – царь, то как ты можешь мне сказать: подожди, я освобожусь через 10 минут? У тебя нет этих десяти минут: ты полностью со мной, а я – полностью с тобой». Это и ощутил, испытав сильнейшее душевное потрясение, ребе Аарон из Карлин. Он понял, что «Царь, восседающий на престоле» – это не просто слова: это формулировка, выражающая нашу абсолютную преданность Творцу.

Ведь признать: «Ты Царь» – это не то же самое, что сказать «Я Тебя люблю, я Тебя уважаю, я Тебя боюсь». Это значит совсем другое: «Я – ТВОЙ».

И тогда естественным образом возникает вопрос: «А где же я был до сих пор?»

Об обычаях и традициях праздника Рош Ашана читайте тут

О праздновании Рош Ашана в Петербурге в 2015 году читайте здесь


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину