18.09.2019
Самая святая хасидская мелодия
Сегодня «хай элул» - 18 элула, важнейшая хасидская дата. В этот день родился рабби Исроэль Бааль Шем Тов, основатель хасидизма, и Алтер Ребе - основоположник ХАБАДа. О нигуне «Четырех врат», который поют в этот день, рассказывает музыковед, мать одиннадцати детей Хана Ериш.
Рекомендуем читателям по ходу изложения слушать нигун, чтобы ощутить движение мелодии, воспринять внутренний смысл всех ее «четырех врат» и проникнуться глубокой каббалистической сущностью этого нигуна.
«Арба Бавот» исполняет известный хасидский певец, «раввин с гитарой» Яир Калев
Свадебный марш
«Я возлюбленному, а возлюбленный – мне»: это одно из ключевых объяснений сути месяца элул. Возможно, поэтому весь месяц разрешено петь «святая святых» хабадских нигуним – «Арба бавот».
Нотная запись нигуна
Этот нигун нам известен как «свадебный марш»: традиционно, он звучит во время шествия жениха и невесты под хупу. Также его поют в завершении «шлоша регалим» (Песах, Шавуот, Суккот), в Пурим, 19 кислева и 12 тамуза. В отличие от других нигуним, в будние дни «Арба бавот» не поют. Почему?
Видеть то, что обычно слышат
Как намекает название, «Арба бавот» (буквально, «четырехвратный») состоит из 4 частей. Ребе Раяц (Шестой Любавический Ребе) приводит ряд понятий, с которыми ассоциируется такое строение.
Первая ассоциация – с четырьмя буквами Имени Всевышнего. Это объясняет запрет исполнения нигуна в будни: как Имя не произносим напрасно, так и символизирующий Его нигун поем с особой осторожностью.
Первая часть нигуна соответствует первой букве Имени .י На письме она выглядит как точка. И мелодия, олицетворяющая ее, напоминает точку: краткая, с узким диапазоном, она занимает минимум места в пространстве и времени.
Вторая буква Имени ה обретает пространственные характеристики – ширину и длину. Так же и соответствующая ей мелодия второй части отличается большей широтой диапазона.
Третья буква ו. Эта буква выглядит как линия, соединяющая верх с низом. Если изобразить графически направление движения мелодии третьей части, получится очень похожая картина. Мелодия ее «вытянута» в линию, звуки поступенно следуют один за другим в мерном ритме шага.
Последняя буква Имени – снова ה. И последняя часть нигуна соответствует ей своей развернутостью и широтой диапазона.
Когда евреи стояли у горы Синай, они «видели то, что обычно слышат». Наглядность и графичность мелодий «Арба бавот» производит похожий эффект. Слушая его, мы как будто видим Имя, начертанное звуками на скрижалях нашего восприятия. Это создает ощущение святости, не уступающее моменту дарования Торы.
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Помимо букв Имени, 4 части нигуна символизируют 4 группы сфирот (Хохма, Бина, 6 мидот и Малхут), а также 4 духовных мира (Асия, Ецира, Брия, Ацилут).
Сфирот – это качества Всевышнего, через которые Он проявляет Себя по отношению к творениям. Высшее среди этих качеств – Хохма, мудрость Творца, непостижимая ограниченным человеческим разумом. Низшая сфира – Малхут, называемый «речью Короля». С помощью Малхут Всевышний непосредственно творил миры.
4 духовных мира – это уровни существования творения. Мир Асия – уровень действия, Ецира – эмоций, Брия – мыслей. Ацилут – высший уровень неотделенности творения от Создателя.
Миры эти отличаются друг от друга соотношением в них добра и зла. Так, в мире Асия преобладает зло, в мире Ецира зла и добра поровну, в мире Брия добра больше, чем зла, а Ацилут – это добро в чистом виде. Соответственно, Б-жественный свет наиболее ярко и открыто светит именно в мире Ацилут, тогда как до мира Асия он доходит в очень скрытом и сжатом виде.
Ребе Цемах-Цедек (Третий Любавический Ребе) соотносил разделы нигуна с этими понятиями так: иногда – с 4 группами сфирот (от Хохма до малхут), а иногда – с 4 мирами (от Асия до Ацилут). И здесь мы видим явный парадокс: сфирот представлены в нисходящем порядке, в то время как миры – в восходящем.
Действительно: лаконичная первая часть может символизировать высшую сфиру Хохма (непостижимую Б-жественную мудрость, вспышку-озарение, «эврику») и в то же время самый нижний мир Асия, в котором Свет Всевышнего претерпел больше всего сокрытий.
Так же и с финальной частью. С одной стороны, это сфира Малхут, многообразие «творений уст Вс-вышнего». С другой – мир Ацилут, где Б-жественный Свет сияет открыто без границ.
Трудно определить: является ли первая часть «интонационным зерном» для всех последующих, или наоборот: финал объединяет в себе звучания предыдущих разделов? Алтер Ребе удалось воссоздать в звуках одновременно 2 линии восприятия: с точки зрения человека, и «с точки зрения» Вс-вышнего. Для нас Хохма непостижима и видится незаметной точкой; зато низшая сфира Малхут более понятна и ощутима. Для Всевышнего же наш мир Асия – ограничен и лишен деталей по сравнению с многообразием мира Ацилут.
Венец творения
Согласно философии хасидизма, все творения можно разделить на 4 царства: домем, цомеах, хая, медабер.
Домем (молчащие) – это неживая природа. Все, что не растет, не движется, не издает звуков. Кажется, что в этих творениях совсем нет жизни. Только знание того, что Вс-вышний творит их ежесекундно, наделяя жизненной энергией, убеждает в том, что это не так.
Цомеах (растущие) – как понятно из самого названия, это мир флоры. От предыдущего вида данное царство отличается тем, что его представители растут и размножаются.
Хая – это фауна во всем ее многообразии. В отличие от «цомеах», животные (а также птицы, рыбы, насекомые) способны перемещаться в пространстве, не привязаны к одному месту.
Медабер (говорящий) – это венец творения, человек. Согласно мнению мудрецов, именно дар речи выделяет человечество среди прочих творений в отдельное царство.
Четыре перечисленных группы также соответствуют 4 частям «Арба бавот». Давайте понаблюдаем, как идея 4 царств раскрывается в нигуне с помощью языка звуков.
Первая часть соответствует уровню «домем». В ней нет как такового движения, роста. Это музыкальная мысль, сжатая «в точку». Энергия этой мысли находится в потенциале и сокрытии, как и жизненная сила неживой природы, прошедшая многочисленные сокращения и сжатия.
Вторая часть развивает музыкальную мысль, изложенную в первой. И появление развития при общем сходстве не остается незамеченным. При сопоставлении двух соседних разделов нигуна во втором из них явственно слышна идея роста: эта часть соответствует уровню «цомеах». При этом мелодия как бы не может сдвинуться с места, как растение, удерживаемое в почве корнями.
Третья часть – это уровень «хая». Она воплощает идею движения. По сравнению с предыдущими разделами, здесь слышна энергия «перемещения в пространстве».
Финал нигуна – уровень «медабер». Речь – это раскрытие своего внутреннего мира вовне. Если первые 3 части были афористичными, то четвертая – повествовательна. Она состоит не из одной, а из нескольких музыкальных мыслей.
Первый раздел финала ассоциируется с идеей превращения тьмы в свет: изначально минорная музыкальная фраза повторяется в мажоре. Этим приемом Алтер Ребе подчеркивает: отличие человека от животного – не просто в умении говорить. Важно, несет ли твоя речь дополнительный свет в мир.
Но не только даром речи и разумом представлен человек в «Арба бавот». Мы знаем по книге Тания, что наряду с Б-жественной душой есть в нас и животная. Эта идея также присутствует в нигуне: второй раздел его финала – повтор третьей части, ассоциирующейся с уровнем «хая».
Также на интонационном уровне мелодии четвертой части включают в себя все предыдущие. Это говорит о том, что человек, интегрируя в себе и используя все нижестоящие ступени творения (живую и неживую природу), способен поднять их на уровень святости. Растительная и животная пища превращаются в энергию для изучения Торы и совершения заповедей. Древесина становится книгой святых текстов, а минеральные вещества – чернилами для их написания. Эту мысль можно развивать бесконечно, приводя множество примеров…Собственно, данный аспект нигуна можно свести к известному афоризму: «весь мир создан для меня, а я – для служения моему Творцу».
Пусть нигун «Арба бавот» станет для нас верным помощником в выполнении нашего предназначения, приближая полное Освобождение.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2