Все проекты
Общину поддержали 29702 раз

День Большого Везения

День Большого Везения

Как относится иудаизм к празднованию дня рождения? Об этом рассказывает раввин Ури Суперфин

Многие в нашей среде спешат в ответ отметить, что единственное место в Торе, где такое явление упоминается, – это отрывок, в котором говорится о дне рождения день большого везенияфараона. Мол, сами посмотрите, кто отмечает эту дату? Фараон, царь египетский, притеснитель евреев! Стало быть, нам, евреям, праздновать день рождения и вовсе негоже… Но на самом деле это не совсем так!

Уже в Иерусалимском Талмуде (Рош Ашана 3:8) написано, что Амалек выставил на сражение с нашим народом воинов, у которых был день рождения в тот день, так как «не так уж легко свалить того, у кого день рождения в эту дату». И, как пишут комментаторы, в этот день есть у человека счастливая звезда! Об особом везении в день рождения упоминали сразу несколько известных раввинов прошлого.

Тем не менее, в комментарии «Торатан шель ришоним» на это место Талмуда запрещается устраивать пиршество по случаю дня рождения, а также выказывать радость по этому поводу. И, в принципе, противоречия здесь нет: отмечать еще один шажок в сторону могилы – вещь странная, пустая и лишенная сути. Другое дело, если человек отмечает не грустный, в общем-то, факт, что он стал старше на год, а День Большого Везения: трапеза в честь такого события – легитимна (см. «Бен Игойада» на тр. Брахот 28:1).

Кроме особой «везучести» этого дня, есть и еще один аспект: определенные дни рождения являются вехами, переломными датами, в которые человек приобретает новые, ранее ему не свойственные, способности и возможности. Перечислим их вкратце.

С трех лет – уже не деревце

Считается, что до трех лет ребенка невозможно приучить к исполнению даже самых простых заповедей. Более того, есть обычай не надевать такому ребенку кипу, как бы показывая, что он покамест совсем «не в теме». В принципе, похожий принцип действует и в отношении плодовых деревьев: пока дереву не исполнилось три года, его плоды запрещены в пищу. Когда же мальчику исполняется три годика, его сразу начинают обучать чтению Торы, чтобы начать карьеру ученика «с правой ноги» (см. ША ЙД 245:8). Также существует обычай впервые стричь мальчика по достижении им трех лет. Есть те, кто считает, что это символическое действие, схожее с первым сбором урожая у молодых плодовых деревьев, а есть мнение, что это начало приучения к заповедям: ведь малышу, обстригая отросшие за три года волосы, оставляют «пейсы», приучая его к еврейскому внешнему виду (см. Шаарей тшува в Беер ейтев на гл. 531).

С пяти лет – учим Тору

В пятилетнем возрасте мальчик начинает изучать Писание, Хумаш. Раши пишет, что раньше пяти начинать не следует: изучение Торы, как тяжелое интеллектуальное напряжение, изнуряет еще не окрепший организм ребенка! Также в некоторых книгах написано, что до пяти лет ребенок порой и говорить еще не приучен, да и разум его еще не способен к постижению даже простых логических построений.

Было принято устраивать трапезу в честь такого важного события, и мальчик, по мере своих возможностей, говорил речь.

С шести – торгуем

С шести лет мальчиков отдавали на обучение в соответствующие учебные заведения, к «меламеду». Также этот возраст считался отправной точкой для того, чтобы начать приучать ребенка к исполнению заповедей. Маймонид (Мехира 29:6) пишет, что в шестилетнем возрасте разум ребенка уже достаточно развит, чтобы он смог, хотя бы частично, избавиться от эгоизма. А значит, он уже может торговать, понимая, что продаваемый предмет перестает быть его собственностью, если ему за него заплатили.

«Почти взрослые»

По исполнении одиннадцати лет, для девочек, или двенадцати, для мальчиков, дети приближаются к порогу, за которым уже наступает взросление. Ближайший год они, с точки зрения закона, имеют статус «почти взрослых», который на деле выражается в том, что данные ими обеты – отныне не пустой звук; в этом возрасте их эгоизм уже настолько ослаб, что они могут пожертвовать чем-либо даже ради Творца, хоть и не могут видеть Его. Также в этом возрасте принято устраивать «генеральную репетицию» самому важному и ответственному посту в практике иудаизма: Йом-Кипур. «Почти взрослые» постятся его целиком, а не только часть, как было до сих пор.

Вселение «доброго начала»

«Бар\бат мицва» – день совершеннолетия. У мальчиков в 13 лет, у девочек на год раньше: в 12. Этот рубеж является каноном, и, несмотря на прогрессирующую задержку в интеллектуальном развитии детей, остается неизменным. Впрочем, для того, чтобы ребенок стал полноправным членом мира взрослых, закон требует также убедиться в его половом созревании (материальное и духовное ведь связаны). Сегодня, как правило, просто полагаются на то, что стандартный мальчик\девочка уже достигают половой зрелости к моменту наступления совершеннолетия. …Еще не так давно, каких-то сто пятьдесят лет назад, между такими, в общем-то, еще детьми, заключали браки. И, хоть молодожены еще не начинали сразу же жить вместе, сам факт говорит о многом. …В книге «Зогар» (Ва-ишлах и в Ва-йешев) написано, что именно в этот день рождения в человека наконец-то «вселяется» и «йецер а-тов», «доброе начало». Теперь его поступки могут быть продиктованы не только эгоистическими соображениями!

Не женился – взыщут Небеса!

Двадцатилетие. С этого возраста юношу воспринимают как состоявшуюся личность и начинают наказывать за соответствующие проступки (см. тр. Шаббат 89:2). Также, написано (тр. Киддушин 29:2), что, начиная с этого момента, если до сих пор молодой человек не женился, на Небесах к нему начинают относиться взыскательно, как к явному грешнику: кровь бурлит, как здесь избежать греховных мыслей и взглядов, будучи неженатым! С этого возраста брали в солдаты, с этого возраста молодому коэну позволяли начать служить в Храме, а молодому левиту – петь и играть на музыкальных инструментах там же, сопровождая своей музыкой служение.

От тридцати до ста

Значимость последующих возрастов не выражена в законе, но, тем не менее, важна; об этом написано в «Пиркей авот» – «Поучениях отцов», гл. 5, мишна 21 и в комментариях на нее:

«…С тридцати лет человек достигает максимальной силы, в сорок – максимального разумения. С пятидесяти – становится хорошим советчиком. В шестьдесят – стареет, в семьдесят – седеет. В восемьдесят становится Старцем, а в девяносто – сгибается под тяжестью лет. От ста и далее – как будто уже умер и перестал что-либо значить для живущих». Печальная, казалось бы, концовка, на деле несет в себе заряд позитива: доживший до столь преклонных лет уже полностью готов к переходу в Лучший мир, отшумели в нем телесные страсти, жизнь научила его всей мудрости, он всё повидал, постиг суть людской природы. Пора и на покой, где правит не признание общества и не эмоции со страстями, а лишь вечное наслаждение близости к Творцу и постижения Его мудрости.

Дай Б-г всем нам насыщенной, богоугодной жизни, каждая веха которой – отдельный подарок свыше. Будем же ценить их и радоваться каждому дню!


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину