День еврейской книги 2017

26 апреля 2017 / 30 нисана 5777

20.08.2014

День Большого Везения

Как относится иудаизм к празднованию дня рождения? Об этом рассказывает раввин Ури Суперфин

Многие в нашей среде спешат в ответ отметить, что единственное место в Торе, где такое явление упоминается, – это отрывок, в котором говорится о дне рождения день большого везенияфараона. Мол, сами посмотрите, кто отмечает эту дату? Фараон, царь египетский, притеснитель евреев! Стало быть, нам, евреям, праздновать день рождения и вовсе негоже… Но на самом деле это не совсем так!

Уже в Иерусалимском Талмуде (Рош Ашана 3:8) написано, что Амалек выставил на сражение с нашим народом воинов, у которых был день рождения в тот день, так как «не так уж легко свалить того, у кого день рождения в эту дату». И, как пишут комментаторы, в этот день есть у человека счастливая звезда! Об особом везении в день рождения упоминали сразу несколько известных раввинов прошлого.

Тем не менее, в комментарии «Торатан шель ришоним» на это место Талмуда запрещается устраивать пиршество по случаю дня рождения, а также выказывать радость по этому поводу. И, в принципе, противоречия здесь нет: отмечать еще один шажок в сторону могилы – вещь странная, пустая и лишенная сути. Другое дело, если человек отмечает не грустный, в общем-то, факт, что он стал старше на год, а День Большого Везения: трапеза в честь такого события – легитимна (см. «Бен Игойада» на тр. Брахот 28:1).

Кроме особой «везучести» этого дня, есть и еще один аспект: определенные дни рождения являются вехами, переломными датами, в которые человек приобретает новые, ранее ему не свойственные, способности и возможности. Перечислим их вкратце.

С трех лет – уже не деревце

Считается, что до трех лет ребенка невозможно приучить к исполнению даже самых простых заповедей. Более того, есть обычай не надевать такому ребенку кипу, как бы показывая, что он покамест совсем «не в теме». В принципе, похожий принцип действует и в отношении плодовых деревьев: пока дереву не исполнилось три года, его плоды запрещены в пищу. Когда же мальчику исполняется три годика, его сразу начинают обучать чтению Торы, чтобы начать карьеру ученика «с правой ноги» (см. ША ЙД 245:8). Также существует обычай впервые стричь мальчика по достижении им трех лет. Есть те, кто считает, что это символическое действие, схожее с первым сбором урожая у молодых плодовых деревьев, а есть мнение, что это начало приучения к заповедям: ведь малышу, обстригая отросшие за три года волосы, оставляют «пейсы», приучая его к еврейскому внешнему виду (см. Шаарей тшува в Беер ейтев на гл. 531).

С пяти лет – учим Тору

В пятилетнем возрасте мальчик начинает изучать Писание, Хумаш. Раши пишет, что раньше пяти начинать не следует: изучение Торы, как тяжелое интеллектуальное напряжение, изнуряет еще не окрепший организм ребенка! Также в некоторых книгах написано, что до пяти лет ребенок порой и говорить еще не приучен, да и разум его еще не способен к постижению даже простых логических построений.

Было принято устраивать трапезу в честь такого важного события, и мальчик, по мере своих возможностей, говорил речь.

С шести – торгуем

С шести лет мальчиков отдавали на обучение в соответствующие учебные заведения, к «меламеду». Также этот возраст считался отправной точкой для того, чтобы начать приучать ребенка к исполнению заповедей. Маймонид (Мехира 29:6) пишет, что в шестилетнем возрасте разум ребенка уже достаточно развит, чтобы он смог, хотя бы частично, избавиться от эгоизма. А значит, он уже может торговать, понимая, что продаваемый предмет перестает быть его собственностью, если ему за него заплатили.

«Почти взрослые»

По исполнении одиннадцати лет, для девочек, или двенадцати, для мальчиков, дети приближаются к порогу, за которым уже наступает взросление. Ближайший год они, с точки зрения закона, имеют статус «почти взрослых», который на деле выражается в том, что данные ими обеты – отныне не пустой звук; в этом возрасте их эгоизм уже настолько ослаб, что они могут пожертвовать чем-либо даже ради Творца, хоть и не могут видеть Его. Также в этом возрасте принято устраивать «генеральную репетицию» самому важному и ответственному посту в практике иудаизма: Йом-Кипур. «Почти взрослые» постятся его целиком, а не только часть, как было до сих пор.

Вселение «доброго начала»

«Бар\бат мицва» – день совершеннолетия. У мальчиков в 13 лет, у девочек на год раньше: в 12. Этот рубеж является каноном, и, несмотря на прогрессирующую задержку в интеллектуальном развитии детей, остается неизменным. Впрочем, для того, чтобы ребенок стал полноправным членом мира взрослых, закон требует также убедиться в его половом созревании (материальное и духовное ведь связаны). Сегодня, как правило, просто полагаются на то, что стандартный мальчик\девочка уже достигают половой зрелости к моменту наступления совершеннолетия. …Еще не так давно, каких-то сто пятьдесят лет назад, между такими, в общем-то, еще детьми, заключали браки. И, хоть молодожены еще не начинали сразу же жить вместе, сам факт говорит о многом. …В книге «Зогар» (Ва-ишлах и в Ва-йешев) написано, что именно в этот день рождения в человека наконец-то «вселяется» и «йецер а-тов», «доброе начало». Теперь его поступки могут быть продиктованы не только эгоистическими соображениями!

Не женился – взыщут Небеса!

Двадцатилетие. С этого возраста юношу воспринимают как состоявшуюся личность и начинают наказывать за соответствующие проступки (см. тр. Шаббат 89:2). Также, написано (тр. Киддушин 29:2), что, начиная с этого момента, если до сих пор молодой человек не женился, на Небесах к нему начинают относиться взыскательно, как к явному грешнику: кровь бурлит, как здесь избежать греховных мыслей и взглядов, будучи неженатым! С этого возраста брали в солдаты, с этого возраста молодому коэну позволяли начать служить в Храме, а молодому левиту – петь и играть на музыкальных инструментах там же, сопровождая своей музыкой служение.

От тридцати до ста

Значимость последующих возрастов не выражена в законе, но, тем не менее, важна; об этом написано в «Пиркей авот» – «Поучениях отцов», гл. 5, мишна 21 и в комментариях на нее:

«…С тридцати лет человек достигает максимальной силы, в сорок – максимального разумения. С пятидесяти – становится хорошим советчиком. В шестьдесят – стареет, в семьдесят – седеет. В восемьдесят становится Старцем, а в девяносто – сгибается под тяжестью лет. От ста и далее – как будто уже умер и перестал что-либо значить для живущих». Печальная, казалось бы, концовка, на деле несет в себе заряд позитива: доживший до столь преклонных лет уже полностью готов к переходу в Лучший мир, отшумели в нем телесные страсти, жизнь научила его всей мудрости, он всё повидал, постиг суть людской природы. Пора и на покой, где правит не признание общества и не эмоции со страстями, а лишь вечное наслаждение близости к Творцу и постижения Его мудрости.

Дай Б-г всем нам насыщенной, богоугодной жизни, каждая веха которой – отдельный подарок свыше. Будем же ценить их и радоваться каждому дню!



Вконтакте
Facebook

ЦЕНТР ИЗРАИЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЫ Остеопат из Израиля Канцепольской
Все
В Петербурге
В мире
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011
Гостевой дом Архивный поиск