08.06.2015
Хорош или плох аскетизм
Хорош или плох аскетизм
Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер о том, хорош или плох аскетизм.
Леви-Ицхак из Бердичева говорил: как жаль, что о награде Будущего мира мы узнаем только из святых книг, между тем как радости материального мира – прямо перед нашими глазами! Будь все наоборот, мы бы вели себя иначе…
Жизнь предлагает массу искушений, которые манят и притягивают человека. И многие религиозные учения предлагают совсем уйти от соблазнов этого мира.
А что говорит об аскетизме Тора?
В недельной главе «Насо», которую мы читали совсем недавно, описывается определенная практика, называющаяся «назирут». Назир – это человек, который взял на себя дополнительные заповеди, не предписанные Торой. А именно, три обета: не стричь волосы, не пить виноградного вина, не прикасаться к мертвому телу. Обет давался не навсегда, а на определенный срок, самое меньшее – 30 дней.
Что объединяет между собой эти 3 обета? Все они отдаляют человека от общества. Не пьешь вина – не участвуешь в застольях. Не оскверняешься нечистотой мертвого тела – не можешь участвовать в поминовении покойного. Не стрижешься и не расчесываешься – люди постепенно начинают тебя сторониться.
Кто же такой назир? Образец для подражания или грешник, стремящийся к очищению?
В самом тексте Торы отношение, высказываемое к назируту, неоднозначно. С одной стороны, назир назван «кадош» – святой: он отказывается от материальных удобств ради духовных целей. С другой стороны, в конце срока назир должен принести грехоочистительную жертву. Его грех – это отказ от разрешенного Торой.
В Талмуде на этот счет высказываются различные мнения.
Есть те, кто считают, что назир впадает в гордыню, ибо ставит себя выше общества.
Один из комментаторов разъясняет стих из книги «Ваикра»: «Кдошим тиhью, святыми будьте». Автор комментария поясняет: «Кадеш ацмеха бе мутар лах – освяти себя тем, что разрешено». То есть, откажись даже от того, что тебе разрешено.
А в Иерусалимском Талмуде высказывается прямо противоположное мнение. Оно звучит категорично: «Человек будет отвечать перед Небесами за все то, что он видел, но не съел».
Интерпретируется по-разному само слово «назир». Раши переводит его как «отделенный» (что может быть и хорошо, и плохо). Ибн Эзра производит «назир» от «незер вэатара» – «корона»: назир – царь, потому что властвует над своими побуждениями.
Так как же быть? Аскетизм – хорошо или плохо? Удовольствия материального мира – они находятся в рамках Торы или противоречат ей?
На самом деле, оба подхода верны. Просто каждый должен выбрать для себя правильный путь. Основополагающий подход иудаизма в том, что следует использовать материальное для того, чтобы освятить наш мир. Но если человек знает, что может слишком увлечься наслаждениями этого мира, он должен установить для себя ограду.
Вино услаждает душу, именно поэтому на него делают кидуш и авдалу. Но если вы не знаете меры и боитесь потерять над собой контроль – тогда от вина лучше отказаться. То же и с одеждой. В наше время достойный внешний вид очень важен. Нельзя ходить в лохмотьях, выставляя себя на посмешище.
Но если вы чувствуете, что чрезмерно озабочены своей внешностью, то совсем не плохо на время ограничить себя в покупке новых вещей.
В Талмуде (Недарим 9:2) рассказывается интересная история. Шимон Ацадик, первосвященник в Храме, не одобрял назирут. Он даже не притрагивался к мясу грехоочистительной жертвы, которую приносил назир. И лишь однажды он нарушил свой принцип и поел от мяса этой жертвы. Как это произошло? В Храм с грехоочистительной жертвой назира пришел юноша сказочной красоты.
– В чем дело, сын мой, почему ты решил стать назиром и испортить свою чудную красоту? – поинтересовался рабби Шимон.
Юноша ответил ему так:
– Я пастух, пасу стада отца. Однажды я пошел набрать воды из источника, увидел свое отражение – и почувствовал необычайную гордость и стремление к греху. Я тут же прикрикнул сам на себя: «Не ты сделал себя красивым!». И решил от греха подальше принять обеты назира.
Растроганный коэн поцеловал юношу:
– Пусть, сынок, будет побольше таких, как ты!
Мудрецы говорят, что если вы почувствовали тягу к греху – не нужно доводить ситуацию до критической точки, лучше вовремя остановиться.
Тора, говорит Рамбан, разрешила нам мясо, вино и прочие радости жизни. Но тот, кто видит в этом самоцель, становится «подлецом в рамках Торы». Поэтому главный посыл для еврейского народа – «Кдошим тиhью», святыми будьте. А если нужно – поставьте ограду, чтобы оставаться святыми всегда.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2