Все проекты
Общину поддержали 29703 раз

Шабат у янтарной сосны

Шабат у янтарной сосны

Автор нашего сайта, председатель еврейской общины Калининграда и поэт-пародист Виктор Шапиро обнаружил параллель между слетом Клуба самодеятельной песни в США и… Храмовым служением

Шабат у янтарной сосны«Хорошо жить на востоке» – строчка из шуточной песни Виктора Самуиловича Берковского очень пригодилась нашим людям в Америке. Она стала девизом слетов КСП (клуба самодеятельной песни) восточного побережья США. Автор этих строк удостоился чести быть гостем последнего такого слета. Это было очень лестно узнать, что на обратной стороне земного шара слушают ютубовские клипы с моими еврейскими пародиями и хотят видеть меня живьем в лесу под Нью-Йорком...

Эта старая традиция советской интеллигенции – петь песни в лесу у костра – зародилась в период хрущевской оттепели и стойко держалась в годы застоя. И опять дело не обошлось без евреев. Поскольку «пятый пункт» мешал поступлению во многие гуманитарные и творческие вузы, в советской стране возникла многочисленная популяция инженеров и ученых, которым, как в том анекдоте, надо было куда-то девать умище и музыкальные способности. Это были те самые «физики» из стихотворения Бориса Слуцкого, которых сильно тянуло в «лирики».

Шабат у янтарной сосныПеречисляя имена признанных классиков авторской песни, мы не без гордости отмечаем, что «не один наш таки стал»: среди классиков жанра – Виктор Берковский и Владимир Ланцберг, Евгений Клячкин и Марк Фрейдкин. Своим барды считают и Александра Галича, хотя это предмет бурных дискуссий – вписывается ли его творчество с границы жанра. Если заняться генеалогией жанра, то стоит упомянуть Павла Когана и Георгия Лепского – авторов «Бригантины» и Евгения Аграновича, сочинившего «Я в весеннем лесу пил березовый сок...» Среди ныне здравствующих патриархов жанра несомненное «первенство по чести» принадлежит Александру Моисеевичу Городницкому. Кстати, маму трагически погибшего молодого барда Валерия Грушина, в память о котором назван знаменитый «грушинский фестиваль» – прообраз всех слетов КСП – звали Бэлла Яковлевна...

Расставаясь с родиной Высоцкого и Окуджавы, тысячи евреев отнюдь не расстались со своими вкусами и привязанностями. И вот, понемногу встав на ноги, адаптировавшись после стресса эмиграции, они не стали прихожанами многочисленных американских синагог, а стали воссоздавать культуру КСП, в лоне которой прошла их юность. У тех, кто сумел влиться в американский средний класс, обзавестись особняком в «одноэтажной Америке», теперь всегда найдется гостевая комната, чтобы принять в своем домике, кого-то из кумиров студенческой поры. Знаменитые российский барды стали желанными гостями слетов в не только в США, но и в Израиле, Германии, их слава стала всемирной.

В уютном Нью-йоркский кемпинге-заповеднике «Deer Park» слеты проходят уже не первый год, а всего с 1996 года их состоялось 32. Конечно же, слет КСП – не Шабат у янтарной сосныеврейское мероприятие, но не следует удивляться тому, что процентов восемьдесят его участников – обладатели очень характерных носов, лиц, имен и фамилий. Раввин Штейнзальц с горькой иронией сетовал, что евреи едут в Израиль, чтоб никто не мешал им ассимилироваться. Развивая эту мысль, можно сказать, что в Америку советские евреи поехали, чтоб никто не мешал им быть русскими интеллигентами – обладателями хорошей профессии, которые в часы досуга отводят душу под гитарный перебор, следуя призыву Окуджавы «давай брат отрешимся, давай брат воспарим».

В лесу у костра я встретил знакомого – бывшего раввина соседней с Калининградом Клайпеды Носсона Вершубского.

Оказалось, что в те уже далекие восьмидесятые он тоже был студентом МИИТА и любителем туристической песни. Но, в отличие от большинства друзей, серьезно увлекся еврейской религией и даже получил за это срок. Затем была эмиграция, возвращение в Россию в качестве раввина, возвращение домой в Нью-Йорк, а теперь вот – возвращение к старому увлечению. Но участие в слете КСП сопряжено для религиозного человека с проблемой – мероприятие проводится в выходные, следовательно, в шабат. Рав Носсон со знанием дела подошел к решению этой проблемы: он запасся кошерным вином и мясом, устроил вокруг своего микроавтобуса эрув. Я люблю коллекционировать шабаты – оказавшись в пятницу в другом городе или другой стране пойти в синагогу и посидеть среди незнакомых, но очень понятных и близких людей. На этот раз новое переживание было уникальным – кидуш и трапеза под навесом, плохо спасавшим от дождя, и субботние змирот, сливавшиеся с доносившимися отовсюду песнями про костер у янтарной сосны. Рав Вершубский сумел ненавязчиво Шабат у янтарной соснывписаться в бардовскую компанию, увлечь ряд каэспэшников беседами о высоком и вечном, а душа каэспэшника всегда жаждет метафизики, они сами признают, что авторская песня – не только музыка и стихи, но своего рода служение, форма связи с высшими мирами. Слеты КСП вообще мне кое-что напоминают. Несколько раз в год евреи съезжаются в уже «намоленное» место, приносят туда различные съестные «жертвы», готовят еду прямо здесь на огне, в казанах и в мангалах. Затем происходят воспевания, придающие ритуалу форму синкретического служения высшему началу. Аналогии можно продолжать: весь каэспэшный народ отчетливо делится на три слоя: есть здесь свои «коэны» – мэтры жанра, авторы «культовых песнопений», «левиты» – те, что поют хором песни из сложившегося канона. Ну и простые «исраэлим», приезжающие просто поучаствовать во вкушении, возлиянии и воспевании. Вот так, сквозь советские некошерные привычки, сквозь популярный принцип «тише идиш – дальше будешь», пробиваются заложенные, видимо, в генах, древние поведенческие коды, подвигающие евреев к служению в предписанной свыше форме, о которой они сами не догадываются. Я поделился этим своим наблюдением с равом Вершубским, и ему оно понравилось.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину