19.11.2014
Книга как то, что нельзя прочитать
Книга как то, что нельзя прочитать
21 ноября в СПбГУ в рамках дней Философии в Петербурге по инициативе Кафедры еврейской культуры СПГУ пройдет международная конференция «Еврейская философия в контексте культур Востока и Запада». Рассказывает Илья Дворкин – один из организаторов конференции:
– Это уже вторая конференция по еврейской философии в Петербурге. На нее приезжают с докладами ученые из Израиля, России, Украины. И это очень важно: таким образом еврейская философия делается фундаментальной частью общей культуры в России и в мире, получает академическую поддержку. По материалам прошлогодней конференции СПбГУ издал большой сборник научных трудов на трех языках. Это международное издание, признанное академическим сообществом. В этом году выйдет новый сборник.
Тема конференции этого года – текст в еврейской культуре. Все знают, что евреи – народ Книги. Но в каком смысле? В еврейской традиции особое отношение к книге. В Европе чтение книг – досуг либо то, что делается с прикладной целью. Для евреев книга – стиль существования. Это то, что формирует сам народ. Книги не читают, а изучают, перечитывают, с ними живут. «Эту книгу я уже прочитал» – такое утверждение в рамках традиционной еврейской культуры нехарактерно. Невозможно «прочитать» Тору или Талмуд. Если я прочитал, то буду обязательно перечитывать, комментировать, обсуждать. Возникает особый феномен: мышление текстом. Люди мыслят самой книгой. На конференции мы будем изучать специфику еврейского текстового мышления. Выступят (или предоставят материалы) такие ученые, как заведующий Кафедрой еврейской культуры СПбГУ Игорь Тантлевский, Александр Львов, Ури Гершович, Екатерина Малахова, Игорь Вдовенко. Это совершенно разные люди, и они будут демонстрировать разные подходы к тому, что есть текст в еврейской традиции/
Приведу пример.
То, что мир создан при помощи Слова, сказано в первой главе Торы, в Теиллим, Мишлей. Но есть и более «продвинутая» идея, впервые сформулированная в Сефер Иецира: мир создан с помощью сефер (книги), сфар (счет) и сипур (рассказ). То есть, мир создан с помощью текста! И если это так, то постижение текста – это изучение генетического кода мироздания. Это, собственно, и делают евреи, изучая Тору… Отсюда произошла и более поздняя идея, сыгравшая колоссальную роль в европейской культуре: идея «Книги природы». Тора – это «книга человека». Однако греческий перевод Торы, Септуагинта, четко выделяет две линии: «книга человека» и «книга порождений неба и земли». Европейская культура, воспитанная на греческом переводе, противопоставляет «книгу человека» и «книгу природы». Возникает два типа наук – гуманитарные и естественные. Но в еврейской традиции человек и мир – единое целое, они не противостоят друг другу. Поэтому изучение еврейского отношения к текстовости важно для изучения не только еврейской культуры, но и мировой.
Еще один пример. Маймонид, как приверженец аристотелевой философии, не признает идею о первичности текста в плане мироздания. Мир и человек существуют в рамках категорий чистого мышления. Но вот общество мыслит образами, передающимися в языке. Поэтому, с точки зрения Маймонида, Тора – перевод чистого языка божественности на язык общества.
Конференция пройдет 21 ноября с 12:00 до 16:00 в Институте Философии СПбГУ по адресу: Менделеевская лин. д.5 ауд. 167. Вход свободный, приглашаются все желающие.
Программа конференции:
И. Р. Тантлевский (С-Петербургский Государственный Университет).
Концепция создания мироздания в «Наставлении для растерянных» Маймонида.
И.Дворкин (Иерусалимский университет).
Герменевтика пророческого текста у Маймонида, Спинозы и Германа Когена.
М.В.Вогман (Московский Государственный Университет).
Фигура 'взаимообратимости' в пророческом дискурсе: к постановке вопроса.
И. Вдовенко (Российский Институт Истории Искусств).
Архитектор, уман и демиург: сцена сотворения мира в Берешит Раба 1:1 и у Филона Александрийского.
И.С.Кауфман (С-Петербургский Государственный Университет).
Спиноза и еврейская мысль: источники и история вопроса.
К. Малахова (Институт философии им. Г. Сковороды НАНУ).
«А именно»: структура хасидской драши (на примере проповеди р. Нахмана Ликутей Могаран 1, 6).
А.Л.Львов (Европейский университет в СПб).
Народ и Книга: текстуальный Израиль в еврейской мысли и в истории.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2