Все проекты
Общину поддержали 29701 раз

Еврейский профессор, отказавшийся от дворянства

Глава редакционного совета газеты «Спорт день за днем» рассказывает о своем прадеде, профессоре медицины Якове Бавли, по книгам которого до сих пор учатся молодые врачи.

В Первом Ленинградском Медицинском институте, где я учился в 70-е годы минувшего столетия, избрав родительскую дорогу, было тогда несколько исторических кафедр. Истории партии, естественно. Но и истории медицины. Вот там-то я неожиданно для себя оказался в центре внимания сокурсников. На кафедре истории медицины разбирали труды профессора-терапевта Якова Григорьевича Бавли, моего прадеда. Умер он молодым, до моего рождения, я много слышал о нем от деда.

Евреи России профессор медицины Яков БавлиЯков Григорьевич Бавли

Родился он в Ашмянах, тогда Виленской губернии, ныне это Белоруссия. Черта оседлости, естественно. Столица ему не светила и он окончил Медицинский Университет в Кенигсберге, там же и докторскую защищал.

А вот доктор медицины уже имел право на жительство в Петербурге. Прадед поселился на Английском проспекте, благо практика позволяла. Возле Синагоги. Он быстро набирал популярность. В 1916-м году, когда люди, обладавшие отменной интуицией, уже переводили деньги за границу, профессор Бавли обзавелся недвижимостью в России.

Евреи России профессор медицины Яков БавлиВизитная карточка прадеда

Прадед стал одним из первых иудеев, удостоенных офицерского звания (медицинская служба, естественно) в Первую мировую войну. На полях которой проявил себя. Мой дед Лазарь Яковлевич в это время обучался в гимназии. Генерал царской армии Бергер (обрусевший немец), под началом которого служил профессор Бавли, написал письмо начальнику кавалерийского юнкерского училища, расписывая выдающиеся качества прадеда. В письме он просил принять в училище докторского сына на общих основаниях, даром что иудей. И ведь приняли!

Евреи России профессор медицины Яков БавлиЯков Бавли с женой и маленьким сыном

Прадед же в ходе войны получил орден, дававший право на присвоение дворянского звания. Была там одна закавыка: иудей никак не мог стать дворянином, прадеду предложили креститься. Но он отказался. Деду моему уже в Великую Отечественную говорили пожилые генералы «из бывших», чудом выжившие в 1937-м, что его манера держаться в седле сразу выдает в нем образование, полученное в дореволюционной России. Фельдфебель, обучавший его выездке, как вспоминал дед, не мог выговорить имя Лазарь Бавли и кричал: «Эй, ты, Назар Павлин, ты что болтаешься в седле, як жид на заборе!». Эффективный оказался педагогический метод. 

Прадед встретил революцию в столице и вскоре эвакуировался в Орел. Когда в этот город вошли деникинцы, два офицера остановились в квартире Бавли. Уходя на службу, они оставляли в прихожей на видном месте запасные фуражки и кителя, просили звонить им в штаб при возникновении любых проблем. Любых – это означало погром, которые деникинские солдаты иногда себе позволяли. Но вид офицерских кителей отпугивал черносотенцев.

Когда пришли красные, прадед стал личным врачом начальника ЧК. Что помогло ему спасти от арестов нескольких друзей.

Умер он в 1927-м году. Похоронен он на Еврейском кладбище, напротив Дома омовения. А его труды по кардиологии до сих пор изучают молодые врачи.

Евреи России профессор медицины Яков Бавли

Сергей Бавли


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину