Праздник Шавуот в СинагогеКонцерт «Еврейские хиты + 5»

29 мая 2017 / 4 сивана 5777

Шавуот 31 мая

14.10.2015

Может ли слон быть профессором зоологии?

На днях стало известно, что теология в РФ получит статус официально признанной научной специальности. О том, насколько это осмысленный шаг, Валерий Дымшиц о теологии и иудаикерассуждает директор «Петербургской иудаики» д-р Валерий Дымшиц.

Я считаю, что делать из теологии науку – это безобразие! И не потому, что я против теологии вообще и еврейской теологии в частности.

Во-первых, этот род деятельности лежит вне научного дискурса. Наука по определению построена так, что вы не можете находиться «внутри». Есть субъект изучения и есть объект изучения, между ними должна быть дистанция. Если мы эту дистанцию сохраняем, то на выходе имеем уже не теологию, а религиоведение, или историю религии.

В чем разница? Приведу пример.

Известно, что еврейские религиозные авторитеты Рамбам и Рамбан расходились в мнениях по некоторым вопросам. Так вот: если мы говорим, что Рамбам считал так, а Рамбан иначе, это религиоведение. Если мы утверждаем, что Рамбам прав, а Рамбан нет – это уже теология.

На эту тему есть замечательный исторический анекдот. В одном из американских университетов работал крупнейший лингвист и филолог Роман Якобсон. Встал вопрос о том, чтобы присудить степень доктора этого университета Владимиру Набокову. Якобсон высказался резко против. Как же так, увещевали его, ведь Набоков – очень крупный писатель? Ну и что, отвечал язвительный Якобсон, слон – очень крупное млекопитающее, но это не делает его профессором зоологии!

Человеческая культура предполагает самые разнообразные институции. В университете изучают науки, в балете танцуют, но никто ведь не предполагает, что можно немножечко танцевать в университете?

Во-вторых, теология как научная дисциплина совсем не вписывается в российскую модель организации научного процесса. На Западе существуют католические и лютеранские университеты, и ученую степень соискателям присуждает сам университет. Вы становитесь доктором богословия данного конкретного университета. В России ситуация иная. Вы не можете стать, скажем, кандидатом наук СПбГУ: присуждением научных степеней занимаются не университеты, а единый орган – ВАК. Соответственно, имеет место унификация научного процесса: скажем, ученый совет по химии может проверить научные выводы своих коллег в другом университете. А теперь представим себе факультет теологии в российском вузе. Наука внеконфессиональна, но теология – всегда чья-то. Так каким будет этот факультет: православным, иудейским, исламским? Как факультеты разных конфессий будут взаимодействовать между собой? Приносят, например, раввину диссертацию о догмате троичности… Боюсь, он сочтет, что это очень плохая диссертация!

В-третьих, зачем множить сущности без необходимости? Испокон веков степень доктора богословия в России присуждала православная духовная академия. Зачем потребовалось еще и аналогичное «светское» звание?

Исторически, с царских времен, в России никогда не было факультетов богословия при университетах. Что касается европейских богословских факультетов, сложившихся в средние века, сегодня они по сути являются религиоведческими, их преподаватели и студенты не обязательно являются адептами изучаемой религии. Богословскими их продолжают называть по инерции. Но в России такой инерции нет, зачем же так слепо, механически подражать Западу? Ей-богу, здесь прямо-таки комплекс неполноценности проглядывает, «низкопоклонство перед Западом», забавным образом сочетающееся с антизападной истерией.

Подозреваю, что есть тут характерная для малообразованных людей наивная и трогательная вера в то, что наука – это нечто высокое и прекрасное. Делая теологию научной дисциплиной, эти люди искренне верят, что тем самым повышают ее статус. Но я далек от мысли о том, что ученый в чем-то лучше певца или слесаря. Наука – это лишь один из способов существования человеческой культуры. Находясь всю жизнь внутри научного сообщества, я начисто лишен пиетета к этой сфере.

Если говорить о перспективах этого нововведения в том, что касается развития иудаики в нашей стране… В Москве и Петербурге есть несколько кафедр, связанных с иудаикой. В СПбГУ есть кафедра еврейской культуры на Философском факультете, кафедра гебраистики на Восточном, библеистики – на филологическом. С другой стороны, и в Москве, и в Петербурге имеются ешивы. Все они замечательно живут. Всем всего хватает, никому нигде не жмет. Поэтому я полагаю, что наш еврейский религиозный истэблишмент останется в стороне от этого нововведения.



Вконтакте
Facebook

ЦЕНТР ИЗРАИЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Все
В Петербурге
В мире
26 мая 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011
Гостевой дом Архивный поиск