Все проекты
Общину поддержали 29702 раз

Может ли слон быть профессором зоологии?

На днях стало известно, что теология в РФ получит статус официально признанной научной специальности. О том, насколько это осмысленный шаг, Валерий Дымшиц о теологии и иудаикерассуждает директор «Петербургской иудаики» д-р Валерий Дымшиц.

Я считаю, что делать из теологии науку – это безобразие! И не потому, что я против теологии вообще и еврейской теологии в частности.

Во-первых, этот род деятельности лежит вне научного дискурса. Наука по определению построена так, что вы не можете находиться «внутри». Есть субъект изучения и есть объект изучения, между ними должна быть дистанция. Если мы эту дистанцию сохраняем, то на выходе имеем уже не теологию, а религиоведение, или историю религии.

В чем разница? Приведу пример.

Известно, что еврейские религиозные авторитеты Рамбам и Рамбан расходились в мнениях по некоторым вопросам. Так вот: если мы говорим, что Рамбам считал так, а Рамбан иначе, это религиоведение. Если мы утверждаем, что Рамбам прав, а Рамбан нет – это уже теология.

На эту тему есть замечательный исторический анекдот. В одном из американских университетов работал крупнейший лингвист и филолог Роман Якобсон. Встал вопрос о том, чтобы присудить степень доктора этого университета Владимиру Набокову. Якобсон высказался резко против. Как же так, увещевали его, ведь Набоков – очень крупный писатель? Ну и что, отвечал язвительный Якобсон, слон – очень крупное млекопитающее, но это не делает его профессором зоологии!

Человеческая культура предполагает самые разнообразные институции. В университете изучают науки, в балете танцуют, но никто ведь не предполагает, что можно немножечко танцевать в университете?

Во-вторых, теология как научная дисциплина совсем не вписывается в российскую модель организации научного процесса. На Западе существуют католические и лютеранские университеты, и ученую степень соискателям присуждает сам университет. Вы становитесь доктором богословия данного конкретного университета. В России ситуация иная. Вы не можете стать, скажем, кандидатом наук СПбГУ: присуждением научных степеней занимаются не университеты, а единый орган – ВАК. Соответственно, имеет место унификация научного процесса: скажем, ученый совет по химии может проверить научные выводы своих коллег в другом университете. А теперь представим себе факультет теологии в российском вузе. Наука внеконфессиональна, но теология – всегда чья-то. Так каким будет этот факультет: православным, иудейским, исламским? Как факультеты разных конфессий будут взаимодействовать между собой? Приносят, например, раввину диссертацию о догмате троичности… Боюсь, он сочтет, что это очень плохая диссертация!

В-третьих, зачем множить сущности без необходимости? Испокон веков степень доктора богословия в России присуждала православная духовная академия. Зачем потребовалось еще и аналогичное «светское» звание?

Исторически, с царских времен, в России никогда не было факультетов богословия при университетах. Что касается европейских богословских факультетов, сложившихся в средние века, сегодня они по сути являются религиоведческими, их преподаватели и студенты не обязательно являются адептами изучаемой религии. Богословскими их продолжают называть по инерции. Но в России такой инерции нет, зачем же так слепо, механически подражать Западу? Ей-богу, здесь прямо-таки комплекс неполноценности проглядывает, «низкопоклонство перед Западом», забавным образом сочетающееся с антизападной истерией.

Подозреваю, что есть тут характерная для малообразованных людей наивная и трогательная вера в то, что наука – это нечто высокое и прекрасное. Делая теологию научной дисциплиной, эти люди искренне верят, что тем самым повышают ее статус. Но я далек от мысли о том, что ученый в чем-то лучше певца или слесаря. Наука – это лишь один из способов существования человеческой культуры. Находясь всю жизнь внутри научного сообщества, я начисто лишен пиетета к этой сфере.

Если говорить о перспективах этого нововведения в том, что касается развития иудаики в нашей стране… В Москве и Петербурге есть несколько кафедр, связанных с иудаикой. В СПбГУ есть кафедра еврейской культуры на Философском факультете, кафедра гебраистики на Восточном, библеистики – на филологическом. С другой стороны, и в Москве, и в Петербурге имеются ешивы. Все они замечательно живут. Всем всего хватает, никому нигде не жмет. Поэтому я полагаю, что наш еврейский религиозный истэблишмент останется в стороне от этого нововведения.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину