14.10.2015
Есть ли перспективы у «еврейской» теологии?
Теология станет в РФ официально признанной научной специальностью. Об этом сообщается на сайте Высшей аттестационной комиссии при Минобразования. Ранее докторские и кандидатские диссертации по теологии можно было защищать только за рубежом.
Станет ли новое научное направление актуальным для российских специалистов, занимающихся еврейской религией и культурой?
Ответить на этот вопрос мы попросили ведущих петербургских специалистов по иудаике.
Дмитрий Аркадьевич Эльяшевич, доктор исторических наук, ректор Петербургского института иудаики.
– Это нововведение очень полезно, уверен, что данная специальность станет востребованной в широком научном мире. Но в том, что касается сферы иудаики, у меня есть определенные сомнения.
Дело в том, что, в отличие от христианских конфессий, в иудаизме не существует теологии как таковой. Раввина нельзя рассматривать как специалиста по вероучению иудаизма; «теория» в иудаизме неотделима от «практики». С точки зрения образовательных моделей, существует традиционное «хедерное», «ешивное» религиозное образование, имеющее веками выверенные формы и не предполагающее светской учености. И, с другой стороны, есть академическая иудаика, которая рассматривает религию лишь в светском, историко-культурном аспекте. В этих условиях мне трудно представить себе развитие «еврейской» теологии как научного направления.
В Петербургском институте иудаики специальности «Теология» на данный момент нет, и вряд ли мы будем ее вводить – хотя бы потому, что в этой области очень сложно найти преподавателей.
Игорь Романович Тантлевский, доктор философских наук, профессор, заведующий Кафедрой еврейской культуры СПбГУ:
– Кафедра еврейской культуры СПбГУ занимается вопросами еврейской культуры во всех ее проявлениях во все периоды истории евреев и во всех регионах их проживания в рамках специализации «Еврейская культура». Мы изучаем Танах, Мишну и Талмуд, раввинистическую литературу, рукописи Мертвого моря, еврейскую религиозную мысль, рассматриваем отдельные аспекты теологических учений (например, кумранские религиозно-теологические воззрения), еврейскую религиозную философию, ну и, конечно, иврит, арамейский. Все это мы изучаем с научной точки зрения.
Мне кажется, что теологию должны развивать именно теологи в пределах своей компетенции. Что касается иудейской теологии, то я пока не видел программ ее курсов, поэтому мне трудно говорить что-либо a priori об этом.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2