Праздник Шавуот в СинагогеКонцерт «Еврейские хиты + 5»

29 мая 2017 / 4 сивана 5777

Шавуот 31 мая

28.07.2014

Прагматичен ли Хабад?

Раввин Цви Пинский предлагает свой взгляд на вопросы, поднятые в статье д-ра Валерия Дымшица «Особый случай. О феномене Хабада»

цви пинскийЯ с большим интересом прочитал статью д-ра Валерия Дымшица. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить его за то, что он поднял важнейший вопрос об отношении Хабада к окружающему миру. Однако д-р Дымшиц рассматривает этот вопрос с социальной точки зрения. Я же хотел бы прояснить то, какая идеология, теология, философия стоят за «особым подходом» Хабада.

Но прежде чем я подойду к этой теме, мне хотелось бы прокомментировать высказанный д-ром Дымшицем тезис о том, что Хабад невозможно отнести ни к одному из течений иудаизма. Цитирую: «…среди всего разнообразия ультраортодоксальных, ортодоксальных, консервативных, реформистских и иных течений Хабад занимает свое уникальное место. Место настолько своеобразное, что оно практически не попадает ни под одну из существующих классификаций».

Опасаюсь, что неискушенного читателя это может ввести в заблуждение. И поэтому спешу аршинными буквами здесь написать: МЫ – ОРТОДОКСЫ, И ТОЛЬКО ТАК! И не только потому, что мы досконально соблюдаем Галаху. Говоря простыми словами, Хабад не признает никакого другого иудаизма, кроме того, что был дан Моше на горе Синай. Приведенную д-ром Дымшицем шутку («Какая из мировых религий ближе всего к иудаизму? – Хабад!») мне неоднократно приходилось слышать с самого детства. Эта шутка еще раз иллюстрирует тот факт, что широкая публика не до конца понимает сущность Хабада. Уже упомянутое «особое отношение» Хабада к окружающему миру многих вводит в заблуждение. Общаясь с людьми, я нередко слышу: «Вы, хабадники, не такие, как все. Вы либералы, вы представляете иудаизм с человеческим лицом». Меня от этого всегда коробит. Потому что за этим, во-первых, стоит представление о том, что у иудаизма нет человеческого лица. А, во-вторых, в таких высказываниях чувствуется подтекст: «Вы, мол, не такие ортодоксы, вам важнее человеческие чувства, чем религиозный закон». Это несправедливо и не соответствует действительности. Нам очень важны человеческие чувства. И нам очень важна Галаха. И совсем не нужно эти вещи противопоставлять.

Что же на самом деле? В чем суть подхода Хабада к окружающему миру? Того самого подхода, благодаря которому Хабад известен во всем мире, а хабадского шалиаха можно встретить хоть в Катманду, хоть в любом другом уголке мира?

Из статьи д-ра Дымшица следует, что Хабад, в отличие от других ортодоксальных течений иудаизма, пытающихся спрятаться в свою раковину от полного опасностей и соблазнов окружающей действительности, подходит к миру с позиций здорового прагматизма: мол, мир плох, но что поделаешь, как-то же надо с ним взаимодействовать. (Справедливости ради отмечу, что само слово «прагматизм» в статье не фигурирует. Но оно незримо присутствует в общей тональности изложения, читается между строк).

Давайте разберемся, так ли это.

Внутри иудаизма в целом существует три основных подхода, три способа взаимодействия с внешним миром (если очерчивать «широкими мазками» и предельно обобщая).

1. Классическая позиция харедим: минимизировать все контакты, как можно больше отгородиться от той опасности, которую несет с собой стремительными темпами развивающийся мир.

2. Позиция последователей рава Соловейчика и в какой-то мере – рава Кука: общение с миром легитимно и необходимо. Религиозный мир становится богаче благодаря достижениям мира светского. Тора не полна без достижений науки, культуры; она должна реагировать на изменяющуюся действительность и в какой-то мере адаптировать себя к этим изменениям (конечно же, имеется в виду не адаптация Галахи – мы говорим здесь не о реформистах).

3. Подход Хабада иной. С точки зрения философии хасидизма, сущность мира (на иврите «олам»), – это «гээлем», «сокрытое». Иногда мир даже называют «клипа», «скорлупа». Но в этом мире, в каждом его уголке, в каждом предмете сокрыта Б-жественная искра. Задача евреев в этом мире – раскрыть эту искру, найти в каждом явлении Б-жественный потенциал. В философии хасидизма на вопрос «Зачем Б-г сотворил этот мир?» следует ответ, приведенный в мидрашах: «Он хочет обрести обиталище в этом низменном мире». Что значит низменный? Это означает, что наш материальный мир не транслирует идею Б-га. Он существует как бы «сам по себе». Можно прожить десятки лет – и так и не понять, что в мире есть Б-г. В нашем мире Вс-вышний пребывает в галуте, изгнании, в сокрытости под «скорлупой». Наша задача – раскрыть в мире Б-га. Эта задача будет реализована вполне с приходом Машиаха. Именно от этого глубинного подхода и проистекает та жизненная философия, которой Хабад руководствуется в своих отношениях с внешним миром. Это не социальная программа, а глубокое философское осмысление мироздания. Мы пришли в этот мир, чтобы на него влиять, а не чтобы его впитывать и потреблять. Не думаю, что в этом есть прагматизм!

Надо сказать, что такая философия – общая для хасидизма в целом. Но лишь в Хабаде она стала побудительным мотивом к действию, к активности «вовне». Дело в том, что стремительная модернизация и прогресс, массовый отход от религии в начале 20-го века поставили иудаизм перед непростым выбором. Многие хасидские течения предпочли отгородиться от полного опасностей и соблазнов мира, чтобы выжить и сохранить себя. Хабад же, особенно при Седьмом Ребе, сделал акцент не на выживание. Ребе считал, что лучшая защита – это нападение: надо активно влиять на ситуацию, пытаясь изменить мир.



Вконтакте
Facebook

ЦЕНТР ИЗРАИЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Все
В Петербурге
В мире
26 мая 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011
Гостевой дом Архивный поиск