29.06.2016
Тюрбан, бохо и кантри. Как одеваются в среде израильских поселенцев
Наш обозреватель Элишева Яновская рассказывает о тенденциях моды, которой придерживаются «вязаные кипы» в Израиле. На фотографиях – ее подруги-поселенки, согласившиеся сфотографироваться для нашего сайта.
Израиль в современном мире джинсово-футболочного унисекса – пожалуй, одна из немногих развитых стран, где одежда остается надежным социальным маркером. Достаточно взгляда – и вы безошибочно понимаете, кто перед вами: замужняя женщина из ультраортодоксальной сефардской общины, брацлавский хасид, светский левый интеллектуал, девушка-поселенка. Позвольте начать рассказ о израильской моде с тех, среди кого в течение последних восьми лет живу – религиозных поселенцев, т. е. людей, живущих на отвоеванных (по версии прогрессивной левой общественности – «зверски оккупированных») Израилем в 1967 году территориях и считающих проживание в Стране самостоятельной религиозной заповедью. Большинство из них составляют так называемые «вязаные кипы».
Кипа в форме арбуза
Одежда мужчин-поселенцев довольно аскетична. Обычную для будней клетчатую рубашку по субботам, праздникам и торжественным случаям сменяет белая. В отличие от харедим (ультраортодоксов), не мыслящих праздника без костюма, на поселенческих свадьбах обычно и гости, и сам жених появляются без пиджаков. Вязаные поселенческие кипы удивительно разнообразны. В любом книжном магазине можно обнаружить пару пособий по их вязанию с подробным каталогом узоров – от простых орнаментов до детских кип, украшенных изображениями паровозиков, Микки-Мауса, Супергероя, букв еврейского алфавита и даже... кип в форме арбуза.
Многослойные и лоскутные
Стиль женской поселенческой моды точно охарактеризовать сложно. В нем переплелись элементы бохо, (точнее – «кошерного бохо»), кантри, этно и кэжуал. От бохо он взял многослойные юбки (чаще всего нижняя, кокетливо выглядывающая из-под одной-двух верхних – белая, обшитая по подолу кружевами), от этно – массивные украшения, вышитые сандалии, туники из индийских тканей, шальвары и юбки-брюки в восточном стиле, «сложносочиненные» и простые тюрбаны. От кантри – «бабушкины» лоскутные юбки. По будням наиболее распространен упрощенный вариант наряда (головной платок, часто повязанный тюрбаном, рубашка с длинными рукавами с более короткой туникой поверх нее, длинная юбка, иногда джинсовая), а многослойными юбками и прочими «боховитыми» деталями он обрастает в субботние и праздничные дни. Сшита обычно вся эта красота из столь любимых «бохистками» и «кантристками» натуральных тканей, а приобретается как в специализированных магазинах «религиозной» моды, так и в бутиках и лавочках, торгующих индийской одеждой. Естественно, кроме поселенок, здесь одеваются и светские любительницы йоги, вегетарианства и медитаций на лоне природы. От религиозных сестер их отличает отсутствие обязательного для замужних женщин головного убора («кисуй рош») и надетой под тунику «кошерующей» ее рубашки с длинными рукавами. В отличие от женщин из ультраортодоксальных общин, париков поселенки, как правило, не носят.
Тюрбан для дам
На тюрбанах стоит остановиться особо. Ютюб переполняют ролики о правильном наматывании тюрбанообразующих платков, косынок и пашмин, по частоте просмотра успешно конкурирующие с инструкциями по подбору хиджаба. Мода на их форму постоянно меняется. В последнем сезоне лидирует так пока и не освоенный автором вариант тюрбана, зрительно удлиняющего голову (в результате двадцатиминутных усилий вы становитесь похожи на дочь Эхнатона со знаменитой фрески или древнего майя с искусственно деформированным черепом). Достоверные источники сообщают, что наибольшего эффекта удается достичь за счет специальной шапочки, надеваемой под платок (платки).
Ассортимент поселенческих головных уборов не исчерпывается тюрбанами. В Израиле и диаспоре существует целая индустрия головных уборов для женщин из национально-религиозного лагеря. На многочисленных выставках-продажах в поселениях и на дизайнерских ярмарках вы найдете многочисленные варианты шапочек, беретов, головных повязок, украшенных цветами из ткани, винтажными пуговицами, аппликациями, перьями, бисером, вышивкой, розетками из искусственно состаренных кружев и даже декоративными элементами из застежек-молний. К ним прилагаются разнообразные аксессуары – заколки, броши, ленты. Берет – второй по популярности женский головной убор. Более простые, вязаные промышленным способом из хлопчатобумажных нитей, обычно носят по будням, береты из более дорогих материалов надевают по торжественным случаям. В гардеробе каждой уважающей себя религиозной поселенки обычно не меньше дюжины беретов и шапочек на все случаи жизни.
Детская мода
Одежда детей в целом повторяет взрослую, с учетом возрастных особенностей. Платья с двухслойными юбками девочки обычно носят по субботам и праздникам, в комплекте с нарядными туфельками и кружевными носочками (в обычные дни туфельки заменяют сандалии). В отличие от ультраортодоксальных общин, девочки не носят в теплое время года плотные колготки или гольфы. Волосы зачастую и в будни украшают всевозможные обручи и заколки с цветами из ткани. Мальчики, как и их папы, всю неделю носят цветные рубашки или футболки, а по торжественным случаям облачаются в белые рубашки. Не отстают от моды и младенцы –молодые мамы-поселенки часто носят их в слингах, сочетающихся по цвету с маминым нарядом.
Как и любое направление, поселенческая мода не стоит на месте. Неизменным в ней остается одно – она предназначена для свободного человека, живущего активной трудовой жизнью на свободной земле, а значит – сама должна быть свободной, яркой, функциональной.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2