Все проекты
Общину поддержали 37504 раз

Еврейская школа: что это такое и с чем ее едят?

Еврейская школа: что это такое и с чем ее едят?

Об этом рассказывает директор петербургской еврейской школы «Менахем» Валерий Борисович Столов

Директор школы «Менахем» В. Б. СтоловДиректор школы «Менахем» В. Б. Столов

Завершился очередной учебный год. Следующий станет для петербургской еврейской школы «Менахем» юбилейным – ей исполнится 20 лет. Мы попросили ее директора Валерия Борисовича Столова рассказать о самом насущном – о том, что больше всего волнует родителей, решившихся отдать ребенка в еврейскую школу.

Каков уровень образования в вашей школе? Это первый и важнейший вопрос, который задают мне заботливые еврейские родители: Многим почему-то кажется, что уютная, домашняя атмосфера еврейской школы и качественное образование несовместимы. Но это не так. То, что мы прожили 20 лет и за этот период число учащихся увеличилось в несколько раз, о многом говорит. В городе существует сильная конкуренция среди школ разных типов. При невысоком общеобразовательном уровне школа просто не наберет учеников. В нашей он, слава Б-гу, стабильно высок. Об этом говорят результаты рейтингов, которые составляют СМИ по результатам ЕГЭ, – а это самый объективный критерий. Мы находимся в «топовых» показателях среди и частных, и государственных школ. У нас регулярно проходят государственные проверки, связанные с аккредитационными процедурами. Последняя была в начале 2015 года. Для того, чтобы пройти аккредитацию, необходим средний балл 3,5. А у нас он выше 4-х.

Еврейская школа Менахем СПб информацияФото: Исраэль Бардуго

А нужна ли вообще школа нашему ребенку? Этим вопросом сегодня задаются многие осознанные родители. Появляется все больше сторонников домашнего обучения.

В самом деле, привычная нам, существующая уже свыше 300 лет «классно-урочная» система устаревает. Связано это с изменениями в коммуникациях, с развитием Интернета. Взять хотя бы традиционную форму работы – реферат. Раньше надо было идти в библиотеку, обложиться книгами. А сегодня все сводится к банальному копи-пасту. Таким образом, реферат изжил себя – как в свое время изжили себя формы работы, принятые в дореволюционной школе: переписывание, зубрежка. На смену устаревшим технологиям должны прийти новые.

Но означает ли это что такой моделью должно стать домашнее обучение? Мы считаем иначе: при всех достоинствах этой формы обучения оно не способно выполнить важнейшую функции социализации, т.е. учить и воспитывать ребёнка в коллективе, состоящем из таких же детей.

Еврейский характер нашей школы проявляется в создании особой атмосферы, в особой воспитательной концепции. Мы развиваем еврейскую школу как место, куда дети именно приходят.

Сохраняя традиционную модель посещения школы, мы при этом стремимся к более интенсивным формам обучения. Для еврейской школы, куда дети едут со всего города и где нет занятий по субботам, это особенно актуально. Но еврейская школа одновременно и создает все предпосылки для интенсивного обучения: классы небольшие, каждому ребенку достается больше времени и внимания учителя.

Еврейская школа Менахем СПб информация

А как у вас с бумажной волокитой? Такой вопрос задают родители, которым порядком поднадоела бюрократия в школе. Это веяние последнего времени – учитель государственной школы буквально тонет под ворохом бумаг. Времени на общение с детьми не остается. Частным школам в этом смысле легче. Мы выполняем только те бумажные процедуры, которые связаны с безопасностью и режимом функционирования школы. Нам не приходится обрабатывать лишние мегабайты информации.

Благодаря отсутствию бумажной волокиты наша администрация доступна и открыта для учеников и их родителей.

Ехать на другой конец города… Стоит ли оно того? Это, пожалуй, один из главных вопросов, беспокоящий родителей будущих учеников. Я обычно отвечаю так. Если вы подумываете о том, чтобы привести к нам своего ребенка, наверняка вас что-то настораживает в «обычной» школе. Думайте, взвешивайте! Многие родители едут к нам и час, и полтора (что не мешает нашим детям посещать музыкальную школу, кружки – их, кстати, на базе нашей школы много). Некоторые семьи даже меняют квартиру, переселяясь поближе к школе. Мы это ценим.

Среди наших родителей немного тех, кто скажет: «Мой ребенок будет учиться только в еврейской школе». Такое могли бы сказать 20 лет назад бабушки, настрадавшиеся от антисемитизма. Сегодня ситуация другая. Наши родители – это активные, требовательные люди, которые ищут для своего ребенка вариант, лишенный недостатков «массовой» школы. Но при прочих равных они, скорее, выберут еврейскую школу.

А как обстоят дела с клановостью, снобизмом, травлей? Это тоже популярный вопрос, который задают наши проницательные еврейские родители. Действительно, школа, уходящая от «массовой» модели, рискует попасть в другую западню – образование «группировок» в среде учеников. Могу сразу успокоить: такого у нас нет. Однажды ко мне зашел преподаватель очень престижного лицея. Он с удивлением и не без зависти отметил: «Как интересно ваши дети уходят из школы. Они дожидаются своих одноклассников, чтобы выйти всем вместе. А у нас ребята расходятся группами по несколько человек, причем эти группы между собой не общаются».

К счастью, у нас тенденции к расслоению противостоит дух общинной школы, где все ощущают себя членами одной семьи. Все знают всех, все дружат со всеми, в этом смысле границы между классами размыты. Немалую роль в этом играет то, что к нам приходят ребята из достаточно однородного социального слоя. У нас нет ни асоциальных элементов, ни «быкующих». Это дети из хороших семей, принадлежащих к среднему классу. Дети приучены вести себя скромно, не кичиться материальными возможностями родителей. Ребенок не ставит перед собой самоутвердиться, потому что в нашем коллективе каждого воспринимают, прежде всего, как человека, личность.

У нас напрочь отсутствует такое явление как травля – во всех ее проявлениях. Старшеклассник, сшибающий на своем пути малыша, для нас нонсенс. Были пара случаев: новички страшно удивлялись, когда за «какой-то там» щелбан их отводили в кабинет директора. Мы разъясняем ребятам, что «у нас так не принято». Они довольно быстро к этому приспосабливаются.

Я физически не приемлю «дедовщину». В армии мне, словно «больному на голову», объясняли, что дедовщина – это неизбежное явление. Но я с этим так и не смирился. Возможно, это говорит во мне еврейское начало.

В беседах с родителями мы часто слышим, что причина ухода из предыдущей школы – конфликт с учителем. Я этому удивляюсь, если честно. У нас не сводят счеты с детьми. Не может быть такого, чтобы учитель «невзлюбил» ученика. Естественно, учителя, не разделяющие наших ценностей, у нас не задерживаются.

Хорошо ли школа оснащена с материально-технической точки зрения? Этот вопрос мне также довольно часто приходится слышать. Скажу так. Здание нашей школы могло бы, в принципе, вместить 400 учеников. А у нас их всего 150! В распоряжении небольшой группы детей – инфраструктура целой школы: большие светлые коридоры, огромный участок, где дети гуляют, играют, катаются на лыжах, уютный актовый зал, хороший компьютерный класс, столовая.

Да, и с охраной у нас тоже все в порядке. Посторонним доступ в школу закрыт.

Еврейская школа Менахем СПб информацияФото: Исраэль Бардуго

Что это значит, что школа еврейская? Что это для нас будет означать практически? Какие ценности вы собираетесь прививать моему ребенку? Конечно, все эти вопросы не могут не волновать родителей. Попробую объяснить. Концепция нашей школы – воспитание на традиционных ценностях. В последнее время во многих школах стала доминировать альтернативная концепция: никакой иерархии, равный статус у взрослых и детей. Нам это не близко. Мы считаем, что у детей должно быть уважение к старшим, это выражается и в ритуальных вещах: учитель входит – дети встают.

Еврейская школа Менахем СПб информацияВ.Б. Столов со старшеклассниками школы «Менахем» привезли мацу к Песаху пожилым людям

Учеба – важнейшая ценность еврейской традиции. И для нас важно, что школа может апеллировать к этому как к чему-то безусловному.

Еврейская школа Менахем СПб информацияЗагородный лагерь школы «Менахем»

Что касается соблюдения предписаний иудаизма, здесь мы не можем вмешиваться в частную жизнь.

Выбор всегда за семьей. Другое дело, что ничто не берется из ничего. Можно сто раз повторять: «вырастет – выберет сам», но для того, чтобы сделать осознанный выбор, ребенок должен видеть разные модели. Вы не выберите иудаизм, если образ еврея не будет для вас привлекательным, современным и динамичным. Показать привлекательный образ еврейской традиции – этой цели посвящен и семейный школьный лагерь, где у родителей и детей есть возможность отдохнуть и больше узнать о еврействе.

Создавая возможности для еврейского воспитания, мы во многом апеллируем к опыту семьи, к преемственности поколений. У нас есть немало творческих проектов, посвященных исследованию истории еврейской семьи, ребенок расспрашивает родителей, бабушек и дедушек, рисует генеалогическое древо, пишет доклад, который затем презентует на ученической конференции. При этом в нашем уставе записано, что преподавание в школе носит светский характер. Это означает, что те же еврейские традиции ученикам преподносятся в культурологической, познавательной форме. И оценивается их знание, а не соблюдение.

Еврейская школа Менахем СПб информацияПраздник Сидура у 1-2 класса школы «Менахем». Фото: Вадим Вереницын

Еврейская школа Менахем СПб информацияБат-мицва – праздник еврейского совершеннолетия у шестиклассниц школы «Менахем».
Фото: Вадим Вереницын

Есть ли в школе дресс-код? У нас школьная форма, соответствующая «законам скромности», принятым еврейской традиции. Также мы просим девочек не надевать дорогие украшения. Надо сказать, что требования еврейского закона во многом совпадают с государственной политикой, причем мы идем на шаг впереди. К многим из наших нововведений государство приходит спустя время. Например, когда мы ввели предмет «еврейские традиции», находились чиновники, которые усматривали в этом что-то антиконституционное. Проходит несколько лет – и государство вводит основы религиозных культур и светской этики!

Что ждет ребенка после школы? Каковы шансы на удачное поступление в вуз? Наши дети легко адаптируются, в вузы поступают около 90 процентов выпускников. Практически все поступают туда, куда хотят. Этому способствует программа тьюторства в старших классах. Специализированных классов нет, поскольку у нас один класс в параллели. Подготовка к ЕГЭ происходит после уроков, почти в индивидуальном режиме. Мы гуманно относимся к 11-классникам, и в тех предметах, которые не требуются для сдачи ЕГЭ, придерживаемся принципа «минимальной достаточности». При этом мы всегда успешно выполняем требования государственных стандартов.

Многих родителей беспокоит вопрос: а что будет с ребенком после окончания школы? Как после таких «тепличных условий» он сможет перейти к «реальной и суровой» жизни?

Мне кажется, эта проблема выдумана старшим поколением. Как сказала на выпускном вечере одна из девушек, «условия в нашей школе не тепличные, а естественные».

Еврейская школа Менахем СПб информацияВ.Б. Столов вручает аттестат выпускнику. 2014 г.

Еврейская школа Менахем СПб информацияОдна из традиций школы «Менахем»: выпускники сажают дерево на территории школы

Еврейская школа Менахем СПб информация

Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину