Все проекты
Общину поддержали 31026 раз

Неистовый Виктор. О великом гроссмейстере

О Викторе Корчном рассказывает Сергей Бавли, глава редакционного совета газеты «Спорт день за днем.

Ушел из жизни Виктор Львович Корчной. Эпоха. Величайший шахматист прошлого века – периода расцвета древней игры. Личность. Для советского человека эта фамилия, ставшая словом нарицательным, значила очень и очень много.

Потерял 43 турнира

Конечно же, Виктор Корчной – шахматный гений, четырехкратный чемпион СССР, победитель всемирных Олимпиад, претендент на мировую корону, но он, в первую очередь, стал символом внутреннего противостояния советской системе. Он делал и говорил то, на что многие решиться не могли. Система отвечала «взаимностью».

Словно открыто издеваясь, он привозил на свои матчи с членом ЦК ВЛКСМ Анатолием Карповым таких же бунтарей из ненавистной советским властям польской «Солидарности». Вся мировая общественность, и не только спортивная, стояла за него насмерть. Слишком здорово он играл в свои шахматы, создавая за доской шедевры, которыми мир не готов был пожертвовать. Наверное, Виктор Львович прав. Он, в первую очередь, Шахматист.

Любопытно, что много лет спустя Виктор Львович рассказывал, что политика его вовсе не интересовала, он был глух к ней. Его не выпускали на международные турниры, а он рвался играть. И вся политика. Покинув страну, он не сказал о ней ни разу плохого слова.

Уже в XXI веке Корчной мне все объяснил на пальцах: «Я за 6-7 лет потерял 43 крупных международных турнира. Я думаю, что это сказалось на моей подготовке самым негативным образом».

Матпомощь семье

Прекрасно все понимая, гроссмейстер покинул страну. Его назвали «отщепенцем». Ему опять мешали играть. Советские шахматисты по приказу свыше игнорировали турниры, на которые организаторы приглашали Корчного. Семья осталась в Ленинграде. Белла Корчная попросту потеряла работу. А вот сын Игорь угодил в тюрьму за уклонение от всеобщей воинской обязанности. Знаменитый питерский профессор-онколог Леонид Юльевич Дымарский по реальной (рыночной, или, если угодно, «черно-рыночной») тогдашней стоимости приобрел у Беллы «Волгу» ее мужа и гараж. Хирургу было слегка за 50, прав у него не было, водить автомобиль он не хотел, хотя и работал в Песочной, проживая на набережной Карповки. То была помощь жене друга. Отнюдь по меркам того времени небезопасная.

Виктор Львович был человеком невероятно увлеченным и сам частенько подчеркивал, что шахматы захватывают его целиком. Что, впрочем, не мешало ему любить музыку, театр, литературу. Коллеги звали его Неистовый Виктор, это соответствовало характеру гроссмейстера.

Я играл и выигрывал, куда от меня денешься?!

Мой отец, профессор-онколог Яков Лазаревич Бавли оперировал маму Корчного, после чего они сдружились, шахматист бывал у нас дома. Уже в 2007-м году я брал у него интервью, не зная еще, что та наша встреча окажется последней. Он очень резко отозвался (под диктофон!) о шахматисте, экс-чемпионе мира. Я робко попросил сгладить эпитет для газеты, пояснив, что мы не сможем напечатать такое. И немедленно нарвался: «Думаешь, если я с отцом твоим дружу, да курочку бабушки твоей обожал, я тебе позволю мои слова искажать?!». Характер, ничего не поделаешь.

Дружба с питерскими медиками сыграла с ним злую шутку. Именно от них Корчной в свое время узнал о могуществе и выдающихся способностях гипнотизера и парапсихолога Владимира Зухаря – тот был в их компании хорошо известен и имел прозвище Телепат. Можно себе представить, какие чувства вызвало у Корчного неожиданное появление Зухаря на матче в Багио. Гипнотизер сидел в первых рядах и сверлил претендента взглядом. Кандидатура была подобрана идеально: Корчной нервничал, он откровенно опасался гипноза, попыток помешать ему думать. Оформлен он был врачом Карпова, хотя с чемпионом на все матчи ездил в качестве личного доктора еще один профессор из НИИ Онкологии Михаил Лазаревич Гершанович.

Виктор Львович так и не стал чемпионом мира, но в историю шахмат вошел навечно. Вошел несломленным, непобежденным. В историю нашей страны. В историю родного города Санкт-Петербурга.

Советская система замалчивала невозвращенцев. Всегда буду помнить ироничную усмешку Гроссмейстера: «А меня не смогли! Я играл и выигрывал, куда от меня денешься?!»

Сергей Бавли


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину