Все проекты
Общину поддержали 29701 раз

Три дома в Даугавпилсе

Три дома в Даугавпилсе

Цивина

Предки прихожанки Большой Хоральной Синагоги Нины Цивиной до революции жили в Даугавпилсе (Двинске – так город именовали до революции). Благодаря публикации в нашем издании Нина своими глазами увидела дом, который скорее всего принадлежал ее прадеду – купцу I гильдии, торговцу зерном и хозяину кожевенного завода.

16 октября 2012 года на нашем портале был опубликован материал Елены Куракиной о еврейском мире Латвии. В нем Нина увидела телефон Иосифа Рачко, историка и члена правления Еврейской общины Даугавпилса. Номер газеты Нина сохранила. И… отложила до поры до времени.

Тот факт, что в Даугавпилсе имеется действующая еврейская община и есть с кем поговорить по душам, помог Нине решиться на поездку «к корням». Летом 2014 года Нина с мужем отправились в Даугавпилс, чтобы встретиться с Иосифом Рачко и показать семейные документы и письма, которые еще отец Нины Давид Штыкан бережно сохранял.

Иосиф – историк и автор книги «Евреи в Латвии» – пришел в восторг от документов и семейных реликвий, которые ему показала Нина.

Цивина демонстрирует мне письмо ее деда Мовше-Бера к его жене Хане – бесприданнице, на брак с которой ее деспотичный прадед не дал согласия.

цивинаА вот и их ктуба… Вот их метрики… Вот купеческая ведомость прадеда со списком членов семьи…

Со всех бумаг Рачко снял копии для еврейского музея, который расположен на галерее даугавпилской синагоги: в городе так мало евреев, что женскую галерею сделали музеем. Там уже давно некому молиться…

Самым интересным документом оказалась открытка, написанная дедом на адрес его отца. В Даугавпилсе Нина другим взглядом посмотрела на этот адрес: «Варшавская ул., д. 14».

цивина

Здание с таким адресом нашлось через дом от гостиницы, где остановились Цивины. Как оказалось, оно сдано в аренду музею «Русский дом».

Нина прошла мимо витрин с русскими национальными костюмами и домашней утварью, поднялась на второй этаж большого трехэтажного здания из красного кирпича. Сотрудники музея сказали ей, что здание неоднократно перепланировали. И они не знают, кому оно принадлежало раньше.

цивина

В городском архиве Нине сообщили: документы, датируемые началом прошлого века, не сохранились…

Нина рассказывает:

– Брат моего отца еще в 70-е годы прошлого века ездил в Даугавпилс и нашел этот дом. Помню, дядя приехал, совершенно ошарашенный размерами «родового гнезда». Думаю все же, что это дом прадеда: я заметила под крышей ряд кирпичей с шестилепестковыми цветочками. Кроме того, в стене, которая смотрит на церковь, – глухие окна: в семье строго придерживались традиции.

Есть еще одно письмо, дед Нины отправил его жене на адрес ее отца: в домик на пересечении Псковской и Житомирской улиц. Этот домик Цивины также нашли – он заброшен. В Даугавпилсе немало брошенных зданий: народ уезжает из города, потому что нет работы…

цивина

Последний адрес в Даугавпилсе, который мне показала Нина, – Краснофлотский пр., д. 11 (этого дома уже нет), – на письме, которое ее дед Мовше Бер писал своей матери уже после войны, разыскивая ее. На послании – пометка: «В случае ненахождения адресата убедительно прошу жильцов дома сообщить о судьбе Р. Штыкан».

Адресат не нашелся. Прабабушку Нины убили фашисты. Прадед скончался еще в 1924…

Нина Цивина говорит:
– Закон о реституции в Литве уже перестал действовать. Мы опоздали. Недвижимость нам уже никто не вернет… Но я ехала в Литву не за этим: хотелось прикоснуться к жизни предков, которых я никогда не видела, но о которых много рассказывал мой любимый папа Давид Штыкан.

Мария Конюкова

 


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину