13.11.2014
Файбыш Эстрин – один из двенадцати расстрелянных раввинов Ленинграда
Файбыш Эстрин – один из двенадцати расстрелянных раввинов Ленинграда
В выпуске № 23 от 31 октября мы писали о памятнике двенадцати раввинам, расстрелянным в Ленинграде в сталинские годы. Этот памятник был установлен на Левашовской пустоши в октябре 2014 года, после того, как деятелю петербургской еврейской общины р. Ифраху Абрамову удалось определить точное место захоронения.
Раввин Файбыш Эстрин |
На эту публикацию неожиданно откликнулась Ирина Чистякова – правнучка раввина Файбыша Эстрина.
– Это должно было случиться. Жаль, что ни дед, ни отец мои не дожили до этого момента, но я уверена, что они это видят! – говорит Ирина. Файбыш Эстрин был председателем двадцатки – правления Ленинградской Синагоги в 30-е годы. Он возглавлял общину после смерти раввина Каценеленбогена.
Его семья не знала, где именно он похоронен. В 2002 году Ирина поставила на Левашовской пустоши маленький надгробный камень рядом с общим мемориалом евреев-жертв репрессий.
Ирина была потрясена и счастлива, когда на страницах нашего издания прочитала, что найдено точное место захоронения прадеда и его имя увековечено на монументе!
Раввин Файбыш (дома его называли Файвель) Эстрин был репрессирован и расстрелян в 1938 году. Сын раввина, Владимир Павлович Эстрин (дед Ирины) всю жизнь пытался найти хоть какие-то сведения о нем.
– Он без конца переписывался с различными архивами, наводил справки. В 1968 году дед умер, так ничего и не узнав о судьбе своего отца, – вспоминает Ирина. – Но в 2002 году вышла книга Ирины Осиповой «Хасиды. Спасая народ свой». Из этой книги мы узнали номер дела, по которому был арестован Файвель Эстрин, подали запрос и получили справку о том, что, оказывается, он был реабилитирован еще в 1959 году!
Семья Эстриных. Р. Файбыш Эстрин – третий слева, держит на коленях внука Марка |
Все, что потомки раввина Эстрина знают о нем сегодня, они почерпнули из книг и публикаций в Интернете.
– Он был, как и все Эстрины, родом из Рогачева, – рассказывает Ирина. У него было четверо детей: сыновья Владимир и Эммануил, дочери Сусанна и Елизавета (их я помню уже глубокими старушками). Из книги Михаила Бейзера «Евреи в Ленинграде» я узнала, что мой прадед лично подписал письма протеста, адресованные Сталину, Калинину и Молотову, когда власти попытались помешать еврейской общине выпекать мацу. Он не отдал ключи от действующей миквы, которые у него пытались изъять. Организовывал в квартирах чтение Торы.
Имя Эстрина было широко известно евреям, жившим по всей России.
Р. Файбыш Эстрин. Карандашный рисунок неизвестного художника. 1930-е гг. |
Внук раввина Эстрина – Марк Владимирович, отец Ирины, приводит в своих воспоминаниях следующий случай, произошедший с ним в войну, во время эвакуации в Сибирь. Ему было 15 лет, и он должен был доставить продовольствие в детский дом…
«Однажды на День Красной армии хлебозавод выдал для детского дома так называемые булочки. Я их ел один раз за всю войну. Пока я стоял в очереди у завода, пока загрузился, увязал булочки брезентом – настал вечер. Не доезжая спуска из Тюмени к Туре, я остановился, так как побоялся ехать в темноте. Постучал в первую попавшуюся хату и попросился на ночлег. Меня впустили. Я представился, что являюсь ленинградцем. Когда мои хозяева между собой заговорили на идише, я сразу сказал, что в основном понимаю, о чем они говорят. А они гадали, еврей ли я. Тогда хозяин спросил, как моя фамилия. Я ответил. Они переглянулись, и хозяйка забегала накрывать стол. Меня прекрасно накормили. Потом хозяин осторожно спросил: ‘’А нет ли у тебя родственника Файвеля Эстрина?’’ Я ответил, что это мой дедушка. В эту ночь я спал на мягкой постели и крахмальном белейшем домашнем белье. Когда рано утром уезжал, то хозяин мне сказал: ‘’Если тебе будет тяжело – приходи. Тюменская община внуку Файвеля Эстрина всегда поможет’’».
О потомках раввина Эстрина
Сын Файбыша Эстрина Эммануил был арестован дважды. Впервые – еще в 1922 году за то, что держал частное фотоателье. В 1937 году был репрессирован повторно, и в 1943 году погиб на Колыме.
Сын Эммануила Игорь жив, ему 76 лет, живет в Казани. Его супруг Маргарита – прихожанка казанской синагоги.
Балтийский сад |
Еще один сын раввина Эстрина – Владимир Файбышевич (Павлович), дедушка Ирины Чистяковой, также два раза был арестован, но, по счастливому стечению обстоятельств, остался жив и даже занял ответственный пост. Умер он в 1968 году, похоронен в Ленинграде на Еврейском кладбище.
– Файбыш Шмуйлович жил на Смоленской улице, а Владимир – на Можайской. Когда в их жизни еще было хорошо, они часто ходили друг к другу в гости, – рассказывает Ирина.
Владимир Павлович в молодости был фельдшером, а потом стал строителем. В советское время руководил ПИБом Ленинского (ныне Адмиралтейского) района, принимал участие в возведении памятника ополченцам Ленинского района напротив Балтийского вокзала.
– Помню, как мой дед занимался установкой памятника. Для нас этот памятник, в первую очередь, – память о нем! – говорит Ирина.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2