Все проекты
Общину поддержали 29703 раз

К Вс-вышнему – через пантомиму

К Вс-вышнему – через пантомиму

Когда-то Григорий Патлас был советским актером, режиссером и мимом. Сегодня р. Цви Патлас – раввин, преподаватель Торы с многолетним стажем, ведущий Раввин Цви Патлас в Синагоге СПбрадиопередач и видео-уроков. Удивительными историями из жизни и актерскими байками он поделился с нами во время визита в Петербург, где прочитал цикл лекций по иудаизму.

Как я начал работать в Еврейском театре

В 1974 году я, молодой актер, поступил работать в Еврейский театр при Москонцерте. Этот театр стал наследником Госета, созданным по инициативе Заслуженного артиста России Владимира Шварцера (это звание он получил за роль Ленина на идише!). Шварцер написал в ЦК и попросил возродить еврейский театр, дабы «закрыть рот западным клеветникам». В театре работали бывшие актеры Михоэлса. Они по памяти восстановили некоторые старые спектакли и в конце 60-х начали разъезжать по стране со спектаклями на идише.

Нам разрешали выступать в ДК на окраинах города. Собиралась еврейская публика – в основном, люди пожилые. Это для них было праздником, возрождением молодости.

Сам я идиша не знал. Для нас, послевоенного поколения, идиш звучал как немецкий. Но я должен был учить роли на идише наизусть! Мы с женой гуляли по Замоскворечью, она бросала мне реплики, я – отвечал.

Оставил труп жены на сцене…

Однажды во время спектакля в Мелитополе произошел такой случай. На сцене Тевье-молочник произносит пламенный монолог над телом умершей жены: «Голде, сердце!». И вдруг одной из зрительниц стало по-настоящему плохо с сердцем! Что произошло бы в «обычном» театре? Вызвали бы служителя, он бы ее вывел, вызвал скорую... Но это был особый театр! Что делает актер Зюня Каминский? Он оставляет «труп жены» на сцене, берет стакан воды, подходит к женщине… От всеобщего внимания дама раскраснелась, вены у нее расширились, ей стало лучше. И тогда Тевье-Молочник возвращается на сцену и, как ни в чем не бывало, продолжает свой проникновенный монолог: «Голде! Сердце!».

Система Станисавского рухнула у меня на глазах! Актеры должны вести себя так, как будто зала нет, как будто от зрителей их отделяет «четвертая стена». И вдруг оказывается, что в еврейском театре «святое искусство» отступает на второй план, если есть реальная угроза человеческой жизни! Для меня это был первый урок понимания еврейских ценностей.

Отказался пить из сочувствия к еврею

Мне было 24 года, и я должен был впервые выйти в роли городового в спектакле «Тевье-молочник». Городовой приходит вместе со старостой деревни, чтобы выселить Тевье из местечка, где он прожил всю жизнь. Меня загримировали, приклеили бакенбарды, под мундир подсунули большую подушку – «толстое пузо». Я должен был взять у Тевье стакан водки, опрокинуть его, крякнуть, поставить на стол и уйти.

Раввин Цви Патлас в Синагоге СПбПосле спектакля «Тевье-молочник». Григорий (Цви) Патлас слева

И вот идет спектакль. Староста деревни ведет диалог с Тевье, а я сижу с этим стаканом на авансцене. В нем, разумеется, не водка – вода. В воде отражаются, раскачиваются на поверхности разноцветные огни рампы. Сижу я на лавке и думаю: «Вот, на сцене три еврея изображают жизнь. А что здесь делаю я?». И неожиданно для себя я встаю, ставлю нетронутый стакан на стол и ухожу. За кулисами все наблюдали за первым выходом молодого актера. Это был… полный триумф! Все пришли в восторг: «Какая актерская находка, городовой из сочувствия к бедному еврею отказался выпить!». Никто не понял, что со мной произошло нечто серьезное. Лишь позже я понял: в тот момент меня посетили «хирхурей тшува» – мысли о раскаянии.

Конь в кипе

В 1979 году я приехал в Израиль с женой и двумя детьми. Через несколько лет меня пригласили в Хайфский театр. В то время я уже соблюдал некоторые элементы традиции, но не более того. Американский режиссер ставил у нас спектакль по рассказу Толстого «Холстомер». Я был одним из актеров, изображавших табун. Мы скакали на палочках с паклей и ржали, как кони. У меня получалось ловчее, чем у всех, – сказывалась пантомимная подготовка. Однажды режиссер внезапно остановил репетицию: «Мне что-то мешает… Я понял! Цви, подойди на минутку!». Я подхожу. Он мне говорит: «Я тоже еврей, уважаю нашу религию, но мне мешает, что на сцене все кони как кони, а один – в кипе!». Что ж, если еврею из России что-то запрещают, он всегда найдет выход. Кипу я снял, но нацепил много-много заколок. Их не было видно под волосами. Мне казалось, что они вполне заменяют кипу. Через несколько лет, когда я начал учиться в ешиве, в мои руки попала книга гаона из Вильны «Эевн шлема». Там он объясняет, на что похоже человеческое тело: на необузданного коня. Человек с рождения подобен дикому мустангу, и задача всей его жизни – этого мустанга обуздать. Для этого нужен «всадник» – Б-жественная душа. И тогда я понял урок, который невольно преподнес мне американский режиссер: конь не бывает в кипе. В кипе может быть только всадник. Это важно – чтобы всадник управлял конем, а не наоборот.

Раввин Цви Патлас в Синагоге СПб

Вдохнул сырой питерский воздух – и признал Творца

В 19 лет, когда я еще учился в Ленинграде на режиссерском факультете, я готовил к постановке пьесу американского драматурга-экзистенциалиста «Антигона» и размышлял над смыслом сущего. Как-то вечером я читал «Вино из одуванчиков» Бредбери, и вдруг у меня возник острый вопрос: «Что такое жизнь?». Я вышел на улицу. Была не то ранняя весна, не то поздняя осень. Я увидел звезды, вдохнул воздух, пропитанный питерской влагой… и вдруг получил свой ответ: «Жизнь – это связь с Ним». Это было потрясающее понимании гармонии мира: все связано со всем, есть Единый, дающий жизнь всему. Но как искать пути к Нему?

Москвичка Мирьям-Ципора Патлас

Поставив дипломный спектакль, я переехал в Москву и за 50 рублей – подарок отца! – купил на черном рынке Библию. Я заперся на трое суток и прочитал ее от корки до корки в надежде, что найду ответы на все вопросы. Но никаких ответов я не получил. Да и то, что понял, понял неверно! Когда у меня родилась вторая дочь, я решил дать ей такое имя, чтобы одновременно почтить память бабушек и «помирить» двух библейских героинь – Мирьям и Ципору. Помните этот рассказ Торы, где Мирьям, сестра Моше, наказана проказой за то, что плохо говорила про Ципору, жену Моше. По крайней мере, так следует из прямого текста Библии.

Итак, в 1978 году появилась на свет москвичка по имени Мирьям-Ципора Патлас! Уже позже я попал на первый в своей жизни подпольный урок Торы, который вел выпускник матмеха Шахновский. Он читал нам Тору с комментариями Раши. Тогда-то я и понял, что, согласно комментариям, Мирьям, наоборот, защищала Ципору, а осуждала Моше за то, что он оставил свой дом, и вот за это она получила наказание от Творца. Так я осознал, что понять Письменную Тору без Устной невозможно.

Джинсовая кипа

В 1978 году нам удалось уехать в Израиль. Прибыл я туда в самодельной кипе – жена сшила ее для меня из своего джинсового сарафана на мое 25-летие. Через два месяца в мою дверь постучали. На пороге стояли двое в черных шляпах. Видимо, их внимание привлекла моя кипа. Они спросили: «Хочешь учиться в ешиве?». «Нет, – удивленно ответил я. – В ешиве готовят на раввина, а у меня уже есть хорошая профессия». Через 10 минут снова раздался стук в дверь. Люди в шляпах вернулись: «Ну, ты подумал?». И тут – тысячу раз прав был царь Шломо, утверждавший, что «жена доблестная дороже жемчуга» – моя супруга сказала: «Неловко, люди специально вернулись, ну сходи ты с ними!». И я пошел.

«Бар-мицва» в 29 лет

Люди в шляпах привели меня в деревню Бейт-Цафафа, где в то время находилась единственная в стране ешива с отделением для русскоязычных. Меня встретил пожилой еврей в потертом пиджаке: «Палтас, ты приехал из Москвы? А ты знаешь, что такое тфилин?» «Да, – отвечаю, – это такая святая вещь в бархатном мешочке». В Москве у меня действительно был тфилин – его мне подарили туристы возле синагоги на Архипова. Я никогда не открывал тфилин, даже дотронуться боялся, потому что понимал: это святая вещь, а я артист, на гастроли езжу, что я буду с ней делать? Перед отъездом я точно так же передал тфилин кому-то около синагоги…

И вот этот пожилой еврей меня спрашивает: «Хочешь исполнить заповедь о тфилин?». Впервые в жизни он надел мне на левую руку и голову тфилин со словами: «Чтобы очистились устремления твоего сердца и мысли в твоей голове, я пишу на тебе святое имя Творца». Так состоялась моя «бар-мицва» в 29 лет. Этот раввин стал моим учителем и наставником на следующие 25 лет жизни. Его звали рав Ицхак Зильбер.

Осел и морковка

Рав Зильбер поддерживал во мне стремление продолжать театральную карьеру. Через несколько месяцев меня пригласили участвовать в иерусалимском театральном фестивале. Я исполнял сразу четыре роли в спектакле «Алиса в стране чудес»: шляпника, ящерицу, королеву карт… На актеров надевались огромные куклы. Режиссер хотел, чтобы королева карт говорила непременно с русским акцентом, произнося свою коронную фразу: «кирту это рошо!» – «отрубите ему голову!». У меня появились ученики – я преподавал пантомиму. Я ставил спектакли на иврите и русском языке, поставил пьесу Введенского со стихами Хармса. Мои выступления на телевидении оплачивались все выше. Но меня не покидало ощущение, что я неправильно живу. Ощущение это появлялось именно в Иерусалиме. В Тель-Авиве, Хайфе все было хорошо, но я чувствовал, что Иерусалим требует чего-то другого. И я пошел учиться в колел. Как только я это сделал – сразу пришло чувство, что я делаю все как надо. До этого я бежал за заработком, как осел за морковкой. А что такое ешива? Ешива – это место, где сидят. Как только осел «садится», морковка сразу попадает ему в рот. В первый же Пурим у меня было 8 выступлений – и на телевидении, и во дворце Президента. Заработок буквально сваливался мне на голову!

Раввин Цви Патлас в Синагоге СПб

Пиноккио возвращается к вере

Раввин Цви Патлас в Синагоге СПбЧерез год я перешел в ешиву «Ор Самеах» на полный день. Там преподавал и те самые «черные шляпы», что в свое время пришли за мной: рав Александр Айзенштат и рав Шимон Познер. Меня стали одолевать сомнения – может быть, мне стоит бросить театр? Я обратился к главному галахическому авторитету Израиля раву Эльяшиву с вопросом, можно ли мне и дальше делать спектакли. Его ответ меня поразил: «Спектакли – это что?». Это был человек, десятилетиями учивший Тору, он просто не знал, что такое театр! По его совету, я обратился к главе ешивы «Ор Самеах». Меня расспросили: у вас актрисы выглядят скромно? Женщины не поют? Ну, значит, они как секретарши в нашей ешиве. Можете продолжать! А потом в «Ор Самеах» пришел актер Беер-шевского театра Меер Деланге. Глава ешивы вызвал меня: «Чего ты ждешь? Ставьте спектакль на двоих!». И мы поставили спектакль «Пиноккио хозер бе тшува» – «Пиноккио возвращается к вере». Мы играли вдвоем, меняли маски и костюмы по ходу пьесы… Так и шло: с 9 утра до 7 вечера учеба в ешиве, с полвосьмого до 11 репетиции, в пятницу утром – спектакль в самых разных местах. Устав от такой жизни, я спросил у своих раввинов: «Может быть, я уже могу бросать свои выступления?» Они отвечали: «Не имеешь права!». Потом один из них сказал: «Театр ты сможешь оставить лишь тогда, когда тебе уже совсем невозможно будет этим заниматься».

Как я стал учителем Торы

Настал момент, и я начал давать уроки Торы на русском языке. Когда хлынула большая алия, у меня каждый вечер были уроки в разных городах. В 1991 году мне предложили отправиться в Москву – преподавать в только что созданной ешиве «Торат Хаим». Я попросил совета у своего рава Моше Шапиро. Он сказал: «То, что сейчас происходит в России, очень важно. Ты должен ехать. Но сначала спроси позволения у своей жены». Что ответила жена? «Если рав Шапиро так сказал, как же я отвечу нет?». И в течение 15 лет я работал в таком режиме: три недели в Москве – три недели в Израиле. В 2006 году меня попросили организовать семинар для русскоязычных евреев в Торонто. Через год мне позвонили из США. Великий человек рав Мордехай Ярославец пригласил меня организовать семинар для 2000 человек вместе с другими ведущими русскоязычными лекторами из Израиля.

Издательство «Пардес»

В 2004 году умер наш великий учитель, рав Ицхак Зильбер. Я понимал, что эта утрата невосполнима. Мне хотелось хоть как-то отплатить ему за то, что он подарил мне новую жизнь. И решил продолжать делать то, что делал он. Вместе с моим другом, замечательным переводчиком Александром Кацем мы организовали издательство «Пардес». Первым нашим проектом стал перевод на русский язык Торы с комментариями Рамбана. Параллельно выходили и другие книги, посвященные пониманию сущности еврейской веры. Одна из этих книг – воспоминания рабанит Батьи Барг о подвиге ее родителей, которые в послевоенном Киеве держали подпольный миньян, открыли в своем доме подпольную микву и снабжали весь город мацой. Также у нас вышла книга Кармелы Райт «Плененный ребенок». Это фантастическая, но абсолютно реальная история о еврейском мальчике, которого усыновил бездетный немецкий офицер. Он называл приемных родителей «мутер» и «фатер». Когда офицер погиб на восточном фронте, «мутер» отвела 6-летнего ребенка в концлагерь. Он выжил в нечеловеческих условиях, попал в советский детдом – и чудом вернулся в родную семью, где тайком соблюдали заповеди, а за портретом Сталина был вмурован Арон Кодеш со свитком Торы.

Совсем недавно у нас впервые вышла на русском языке книга великого комментатора Талмуда (13 в.) рабейну Ашера (Рош), его книга «Орхот Хаим» о том, как работать над исправлением своих качеств. Из последних наших изданий – десять уроков гаона рава Мойше Шапиро, раскрывающие смысл заповеди о вере в приход Машиаха.

Раввин-режиссер

Однажды я познакомился с миллионером и меценатом Леви Леваевым. Заговорили о раве Зильбере. Г-н Леваев с восторгом рассказывал о том, что рав Зильбер без конца одалживал всем вокруг деньги, а про одного из своих должников сказал: «Это полный праведник, поскольку вернул мне половину того, что одолжил). Во время этого разговора мне пришла в голову сделать о раве Зильбере фильм. И Леви Леваев дал половину необходимых средств на этот проект! Я снял фильм «Учитель». А потом сделал и второй фильм о рабанит Батье Барг и назвал его «Звезды в ночи». Позже под этим названием вышла целая серия фильмов о великих праведниках, которые, находясь под постоянной угрозой, учили вере в стране безверия.

Еще один мой фильм – «Где ты был, Мотл», про хабадского рава Мотла Лифшица, шойхета и моэля московской синагоги, который тайно делал обрезания на квартирах, прошел Колыму и вышел живым. Я навестил его в Краунхайце. Посмотрев фильм, он сказал: «Цви, давай выпьем Лехаим!». Ему уже шел 91-й год…

Мой последний фильм, который я снимал в пяти странах, – «Если забуду тебя, Йерушалми». Это фильм про гаона из Полтавы, рава Ицхака-Айзика Красильщикова. В 40-е и 50-е годы он, находясь в Москве, писал комментарии на Иерусалимский Талмуд. Я собирал информацию о нем повсюду – искал свидетелей, тех, кто хоть что-то слышал о нем. Отыскал 90-летнего бреславского хасида рава Дорфмана – гаон из Полтавы был его соседом в Малаховке и показывал свою рукопись. Нашел и человека, чей дед учился с гаоном из Полтавы в хевруте. От него не осталось ничего, ни одной фотографии. Даже могилы не осталось – на ее месте давным-давно похоронили других людей. Но сохранился его великий труд! В предисловии автор писал: «Не надеюсь попасть в Израиль, но молюсь, чтобы моя рукопись дошла до еврейского народа». Когда мы издали 10-томник его комментариев, величайшие мудрецы и раввины сказали: «Кто мы такие, чтобы рецензировать труд великого человека, совершившего такой подвиг в советском гейгиноме (аду)?!». Сейчас в США готовится перевод Иерусалимского Талмуда с использованием комментариев гаона из Полтавы. В моем фильме один из людей, расшифровывавших его рукописи, произносит такие слова: «Что остается от великих империй? Ничего. Но под боком у них живет маленький еврей, который посвящает свою жизнь Торе, и он – победитель». В фильме есть кадры, где показано, как печатают его труды в Иерусалиме, как по ним учатся студенты…

Теперь я планирую снять серию картин «Ожившие страницы». Я уже сделал 10-минутную серию об истории Потопа. Снимал я ее в Иерусалимском зоопарке, в титрах так и написано: «В ролях – раввин Цви Палтас и звери Иерусалимского зоопарка». Следующая часть будет посвящена рабби Акиве.

Готовимся к приходу Машиаха

Сегодня я возглавляю русскоязычное отделение колеля «Таарот» в Иерусалиме. Это особое заведение, там изучают те разделы Закона, которые будут актуальны, когда придет Машиах и будет восстановлен Храм. Это, в первую очередь, законы ритуальной чистоты и нечистоты. Здесь же пишется обширный комментарий к разделам Мишны, на которые не существует Гмары.

В чем разница между лектором и актером

Вот уже 19 лет я веду уроки недельной главы Торы на радио «Коль Исраэль». Около 7 лет даю видеоуроки по Пиркей Авот для портала Толдот.ру. По просьбе руководителя международного фонда «СТМЕГИ» Германа Захарьяева подготовил видеокомментарий на все 54 главы Торы.

Мне очень помогает то, что я столько лет осваивал актерское мастерство, режиссуру, сценическую роль. Это дает возможность подавать информацию доступно и в зрелищной форме. Как сказал мой учитель рав Мойше Шапиро, разница между лектором и актером в том, что лектор просто излагает материал, а актер может передать то, что произвело впечатление лично на него, и делать это зримо.

Раввин Цви Патлас в Синагоге СПбРаввин Цви Патлас в Синагоге СПб
Рав Цви Патлас в Петербурге (синагоги «На Тверской» и «Огель Моше»)

Раввин Цви Патлас в Синагоге СПб

Раввин Цви Патлас в Синагоге СПб
Раввин Цви Патлас в Синагоге СПб

С видеоуроками рава Цви Палтаса можно ознакомиться тут

Фотографии рава Цви Палтаса-актера взяты из его автобиографической книги «Как важно чисто прозвучать», которая была издана 10 лет назад крохотным тиражом и, к сожалению, пока что недоступна широкому читателю.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину