Все проекты
Общину поддержали 29734 раз

Безногий еврейский фотограф, ставший классиком жанра

25 ноября в Союзе Художников открылась выставка «Петербург в пространстве мировой культуры». Среди выставленных работ – две панорамы Ленинграда из фотоальбома Ильи Боруховича Голанда, выдающегося мастера цветной фотографии в советские годы.

Еврейский фотограф Илья Голанд биографияНа выставке. Фото портала kudago.ru

Еврейский фотограф Илья Голанд биографияСлава Ильинична Каштанова на фоне работ своего отца

Об этом нам рассказала дочь фотографа – Слава Каштанова, сделавшая все, чтобы увековечить память своего отца. Слава Ильинична вместе с братом Борисом (его, к сожалению, уже нет в живых), написала биографическую повесть «Два крыла большой птицы», экземпляр которой был передан мемориалу «Яд Вашем». И даже типография, основанная детьми Ильи Боруховича, называется по его фамилии: «ЗАО Голанд».

Пользуясь случаем, мы хотим рассказать вам о жизни этого неординарного человека, который, оставшись без ног, сумел взойти к самым вершинам фотоискусства. Публикуем с некоторыми сокращениями биографический материал, подготовленный Александром Герштом.

***

Автор работ, подаренных английской королеве

В 1945 году в Ленинград прибыл боец Голанд, у которого в результате фронтовых ранений после одиннадцати хирургических операций были ампутированы обе ноги – одна по голень, другая по бедро, а в теле и голове осталось множество осколков. Судьба вполне могла бы поставить его в печальные ряды героев-инвалидов, просящих милостыню на перекрестках, но он силой мужества создал себе совсем другую судьбу. Он стал известным всей стране фотохудожником: его фотографии, многомилионными тиражами воспроизведенные в альбомах и на почтовых открытках, представляли всему миру парадное лицо Москвы и Ленинграда. Ему доверяли фотосъемку Дворцовой площади с крыши Эрмитажа и внутреннего пространства Кремля, он был официально аккредитован на Всемирном фестивале молодежи и студентов 1957 года. Альбомы его работ Никита Хрущев дарил королеве Елизавете II и индийскому лидеру Джавахарлалу Неру.

Еврейский фотограф Илья Голанд биография

Еврейский фотограф Илья Голанд биография

Еврейский фотограф Илья Голанд биографияСписок сотрудничавших с ним государственных ведомств и организаций насчитывает многие десятки. Ему поручали изготовление фоторепродукций работ крупнейших художников соцреалистического официоза. Он не работал по вымученным у начальства заказам: задумывал свои альбомы сам, исполнял их и лишь затем предлагал издательствам, бравшим их нарасхват. Среди его друзей были артисты и художники, научные сотрудники Эрмитажа и Русского музея, кинорежиссеры и редакторы толстых журналов. В 1949 году он ездил по Кавказу верхом, а фотосъемку производил аппаратом собственной конструкции с крыши своего автомобиля, оборудованной специально разработанной для этого поворотной башней. В 1957 году он с женой обзавелся и вел дачное хозяйство, сравнимое по масштабу со средней величины фермой. В 1977 году за рулем своего автомобиля Илья Борухович Голанд приехал в больницу, где ему предстояло уйти из жизни.

Еврейский фотограф Илья Голанд биография

«Еврейские девушки доверяли ему свои деньги»

Жизнь этого замечательного человека началась в Даугавпилсе, 2 января 1918 года. Его старший сын Борис (светлой памяти), написал в уже упомянутой книге «Два крыла большой птицы»: «Вся семья Ильи Голанда проживала в Двинске и была состоятельной: отец, Борух Голанд, занимался извозом и имел подряды по строительству. В районе Нового Строения у них на большом благоустроенном участке находился деревянный дом… Борух читал Тору в синагоге. Двинские еврейские девушки доверяли ему свои деньги, а он сберегал их капитал на случай свадьбы. Младшая из сестер отца, Перела, была признана «Мисс Иудея» Двинска.

В шестилетнем возрасте Илья поступил в гимназию, где проучился до четырнадцати лет. По дороге в гимназию часто забегал на базарную площадь к прабабушке Бобе Шпринце, и та кормила его яблоками. Она дожила до ста четырех лет».

Согласно семейному преданию, род Голандов принадлежит еврейскому клану коэнов. Помимо полученного в буржуазной Латвии гимназического образования, Илья Борухович был образованным и сознательным евреем. Еврейский мотив в семье Голандов звучал очень ненавязчиво, но в нужные моменты достаточно сильно: его сыновья Борис и Лев, родившиеся в 1947 и 1952 году, прошли обряд "брит-мила" в соответствии с традицией. Дочери Славе, родившейся 2 апреля, Илья Борухович любил повторять, что день ее рождения пришелся на еврейскую Пасху, и ласково называл ее «моя девочка из Каира». Момент шестнадцатилетия очередного ребенка и, соответственно, получения им советского паспорта, где запись в пятой графе «национальность» делалась по выбору, каждый раз был для него исполнен драматизма, однако оба сына и дочь выбрали одну и ту же запись: «еврей».

Впервые услышала слово «жидовка»

Вспоминая об отношении отца к еврейству, Слава Ильинична рассказала курьезный и в то же время драматичный случай. В пятом классе школы, в начале изучения английского языка, Слава принесла домой листок с английским алфавитом, который ей предстояло выучить. Илья Борухович решил, что это достойный повод ознакомить дочь с еврейской азбукой, и тоже написал ее на отдельном листке, однако, в силу своего артистического характера, не позаботился о мерах предосторожности. В школе Слава показала этот листок одноклассникам, в результате чего впервые услышала от них в свой адрес слово «жидовка».

Еврейский модник

Уже обучаясь в гимназии, Илья Голанд увлекся фотографией, первый фотоаппарат ему подарила мать. В начале 30-х годов благосостояние семьи Голандов ухудшилось, так что Илье пришлось бросить гимназию и искать работу. Он уехал в Ригу, где родственник устроил его на мебельную фабрику декоратором-драпировщиком. Живя в Риге, Илья «модно одевался: носил лайковые перчатки, шляпу и удлиненное пальто из черного драпа. Он посещал познавательные лекции, хорошо танцевал».

Ранение. Трофейная фотопленка в госпитале

Незадолго до советской оккупации Илью призвали в латвийскую армию и зачислили в Латгальский конноартиллерийский полк. После прихода советской власти он стал служить в Красной Армии. Перед самым началом войны Илью отпустили на побывку домой, в Двинск, где его и настигло немецкое наступление. На железнодорожной станции Двинска он был впервые ранен, но сумел самостоятельно перейти линию фронта и добраться до Вышнего Волочка, где его включили в состав вновь сформированного полка. Выступив на фронт с этим полком, Илья уже летом 1941 года получил тяжелую контузию. После лечения он подлежал комиссованию, но пожелал остаться в армии и был направлен в школу звукометристов-разведчиков, окончив которую воевал до 30 июня 1944 года.

В этот день красноармеец Голанд в боевой обстановке отправился ликвидировать обрыв провода связи. После того, как он выполнил эту задачу, его накрыл немецкий минометный снаряд, тяжело раненого бойца случайно нашли разведчики и доставили в медсанбат. После длительного и сложного лечения в свердловском эвакогоспитале и Илье Голанду была выдана приведенная выше справка.

Над пациентами эвакогоспиталя шефствовали сотрудники Государственного Эрмитажа, эвакуированного в Свердловск. Одна из его сотрудниц, Марианна Николаевна Кречетова, принесла в палату, где лежал Илья Голанд, фотоаппарат и трофейную фотопленку. Илья занялся фотографированием бойцов и врачей, а потом его попросили запечатлеть жизнь Эрмитажа в эвакуации, в том числе и спасенные музейные ценности. После войны в Эрмитаже состоялась выставка этих фотографий.

Было очевидно, что семью и всех родственников Ильи Голанда, оставшихся в Латвии, уничтожили фашисты, так что после госпиталя он, следуя рекомендации Марианны Николаевны, поехал в Ленинград, где его приняла семья ее сестры, Тамары Николаевны, научного сотрудника Русского музея. В семье искусствоведов, куда он прибыл на инвалидной доске с колесиками, Илья жил полгода, пока не получил квартиру на первом этаже во дворе дома 26/28 по Каменноостровскому проспекту. Тем временем он научился передвигаться на протезе правой ноги с костылями.

Познакомился с женой, уронив костыль

1 мая 1946 года в праздничной толпе на Дворцовой площади Илья Борухович, уронив свой костыль, случайно познакомился с медицинской сестрой Анной Андреевной Жегловой, девушкой, ставшей его женой. Эта встреча, сопровождавшаяся целым рядом романтических совпадений и предсказаний, была в жизни Ильи решающей – Анна Андреевна сыграла в ней колоссальную роль.

Поженившись, молодая семья решила зарабатывать на жизнь фотографией. Илья Голанд, как инвалид 1-й группы, получил право открыть в своей квартире на первом этаже частное фотоателье, где жена стала его ассистентом. В 1952 году Илья Борухович приобрел автомобиль «Москвич-401» с ручным управлением, в результате чего окончательно стал мобильным и независимым человеком. Дальнейшую судьбу Ильи Голанда можно проследить по его творчеству – фотографиям, альбомам, почтовым открыткам, репродукциям.

Благодаря открытому и общительному характеру Илья Голанд имел обширный круг знакомых и друзей, помощь которых, наряду с постоянной поддержкой преданной супруги Анны Андреевны, помогла ему стать одним из самых востребованных в СССР фотохудожников, классиком официальной видовой фотографии. Надо отдать должное также его мужеству, смелости, изобретательности, предприимчивости и независимости – без этих выдающихся свойств он никогда не стал бы тем, кем стал: ведь он более половины жизни прошел без обеих ног, с постоянно выходящими из тела осколками вражеского снаряда.

«Ты увидела во мне подбитого орла»

В книге «Два крыла большой птицы» рассказана такая символическая история. Весной 1977 года, последнего года жизни фотохудожника Ильи Голанда, он с Анной Андреевной отправился в универмаг купить ей что-нибудь из одежды на лето. Ничего подходящего супруги не нашли, но Илья Борухович вдруг остановился в отделе сувениров и купил статуэтку, изображавшую фигуру орла с сидящим под ним голубем. Он сказал жене: «Я понял, что надо тебе купить. Сейчас я знаю, почему ты вышла замуж за меня! Ты увидела во мне подбитого, но орла. Это тебе на память».

Илья Голанд поскромничал: мало кто мог с ним сравниться высотой и широтой полета.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину