Все проекты
Общину поддержали 29701 раз

Потомки великого рода

Потомки великого рода

В Петербург приехала праправнучка ленинградского раввина Каценеленбогена. 

Мика Эфрос (слева) с 7-летним сыном Финном (Реубеном)

Раввин Каценеленбоген. Из архива семьи Д. Иоффе

Мика Эфрос живет в США, но родилась в Ленинграде. Она происходит из семьи р. Давида Тевеля Каценеленбогена, раввина Петербурга-Ленинграда с 1907 по 1931 г.

В эти дни Мика Эфрос, приехавшая в Петербург с лекциями (она инженер-химик), побывала в петербургской Синагоге впервые с детских лет.

У Мики, праправнучки легендарного раввина, и детство было необычным: с пасхальными седерами и бат-мицвой, подпольно отпразднованной в 1986 году. В детстве Мика частенько приходила в Синагогу на праздники, маленькой девочкой ее отправляли сюда за мацой. Многие поколения ее семьи обитали в доме на углу Лермонтовского проспекта и ул. Союза Печатников, в квартире на 4-м этаже. Там родилась и до 8 лет жила и сама Мика. А в 1988 – 1989 гг. вся семья уехала: одна ветвь в Израиль, другая – в Америку.

У родного дома. Угол Лермонтовского пр. и ул. Союза Печатников

– В этой квартире некогда жил Герц, сын раввина Каценеленбогена от первого брака (1-я жена раввина умерла). Дочь Герца – это моя бабушка, – рассказывает Мика.

Герцу приходилось тяжело, никак не удавалось устроиться на работу. Согласно семейному преданию, жизнь наладилась, когда дядя, живший за границей, прислал Герцу вязальную машинку. Герц стал надомным работником, вязал трикотажную одежду прямо здесь, в квартире на Лермонтовском.

– Наша ветвь семьи не была религиозной. Дух традиции, еврейскую идентичность в нас поддерживала бабушка Бася (Берта) Иоффе (1902 – 1995) – дочь раввина Каценеленбогена от второго брака. Я хорошо ее помню, помню и ее великолепную «академическую» квартиру на Петроградской стороне (Берта Иоффе была женой известного академика В. И. Иоффе – ред.). Там праздновали мою бат-мицву, там же отмечали Рош Ашана, проводили пасхальные седеры – они длились по 4 часа!

Дети: Берта (Баша, р. 1902), Илья (1904), Саул (1900), Герц (Нафтали Гирш). Из архива семьи Д. Иоффе, фотография была опубликована в исследовании М. Бейзера

Здесь позволим себе небольшое отступление. О Берте Иоффе нам известно довольно многое. Несколько лет назад в Петербург приезжал ее сын, Давид Иоффе, и привез ее «Семейные записки»: насколько мы знаем, это издание никогда не было опубликовано, оно существует в «самоиздатовском» виде. Мы рассчитываем опубликовать эти бесценные мемуары на нашем сайте в ближайшее время. Семья Иоффе играла значительную роль в жизни нашей Синагоги – об этом нам рассказал Рувим Брауде (США), внук ленинградского раввина Лубанова, заступившего на эту должность через 12 лет после смерти Каценеленбогена.

– Вокруг Синагоги был круг подпольных, как бы мы сейчас сказали, бизнесменов: дантисты, меховщики… Они давали на содержание Синагоги огромные суммы. В их честь не вешали парадные портреты, не устанавливали мраморные доски – все делалось в строжайшей тайне. Такими филантропами был академик Владимир Ильич Иоффе и его жена Берта Давыдовна. Самого академика я никогда не видел, в Синагоге он по понятным причинам не появлялся. Берта Давыдовна же была у нас постоянным гостем. Изящная, изысканная, худенькая, она впархивала и спрашивала, слегка картавя: «Здравствуйте, бабушка дома?» Дед вставал, улыбался, приветствовал ее. Повидать бабушку – это была формальная цель ее визита. Истинная же цель была совсем иной. Всякий раз после ее приезда оставался толстый конверт с изрядной суммой денег – на нужды Синагоги и еврейской общины.

По словам Мики Эфрос, у ее семьи есть «миллион историй» о раввине Каценеленбогене. Разные ветви семьи обмениваются воспоминаниями, сопоставляют их, записывают и бережно хранят. Мы надеемся, что, опять же, в скором времени сможем поделиться этими историями с нашими читателями!

Вот одна из этих историй, семейная легенда, которую Мика рассказывала уже на бегу:

– По какому-то поводу, очень важному для еврейской общины Ленинграда, раввин Каценеленбоген встречался с самим Кировым. И на эту встречу взял с собой Берту, тогда совсем юную. Видимо, он рассчитывал, что присутствие девочки скрасит впечатление, производимое на власть имущих. По окончании встречи, выйдя на улицу, раввин Каценеленбоген сказал дочери: «Ну что ж, Киров – не дурак!».

Известный историк Михаэль Бейзер называет раввина Каценеленбогена и весь его род «еврейскими аристократами». История его семьи началась еще в Средние века, одним из предков Каценеленбогена был Маараль из Праги. Подробнее об этом можно прочитать тут

Один из самых младших отпрысков этого старинного аристократического раввинского рода – сын Мики, белокурый семилетний мальчик-одуванчик по имени Финн (Реубен). Прапраправнук раввина Каценеленбогена! Не считаясь с величием своего рода, на протяжении всего визита в Синагогу он широко зевал – резкая перемена часового пояса давала о себе знать…

Анна Бродоцкая


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину