Все проекты
Общину поддержали 29703 раз

Ленинградский Пурим. 1990-е

Пуримшпиль, голодный и пьяный, и единственная в жизни еврейская роль актрисы Ауг

1990
Алкогольный Пурим

Вспоминает д-р Валерий Дымшиц

В 1990-м, кажется, году в нашей Синагоге в первый раз устроили публичный пуримшпиль. Потом пошли праздновать, а после празднования поехали домой на такси: я, пьяный NN, моя жена и ее подруга. Жена с подругой горячо обсуждали особенности и достоинства синагогальной постановки. Таксист то прислушивался к беседе театралок, то смотрел на беспробудно пьяного NN, а потом неодобрительно сказал: «Это ж надо, в театре – и так нажраться».

Годом позже одному совсем молодому человеку стало на Пуриме нехорошо. Вызвали скорую. Врач руками разводит, ничего, говорит, не понимаю: третий вызов за смену на алкогольное отравление, и третий раз пострадавший – еврей.

Между тем, в традиционной общине Пурим вовсе не был самым хмельным из еврейских праздников, поскольку отмечали его преимущественно дома, в присутствии женщин и детей, за столом с обильным угощением. Самым пьяным и буйным праздником был Симхас-Тойре (Симхат-Тора), когда возлияния происходили в синагоге, то есть в публичном пространстве и в сугубо мужской компании.

В метрике написали: «Родилась в Пурим»

Вспоминает Елена Янкелевич

Евреи СССР Пурим в Ленинграде 1990-е Елена Янкелевич с дочкой, начало 90-х

Моя бабушка прекрасно знала идиш, письменный и устный, а кроме того, судя по ее общению с украинскими родственниками, великолепно на этом языке ругалась. Став постарше, я даже просила поучить меня, но дело заглохло.

Она родилась то ли 20-го, то ли 25 марта – в Вапнярке за такими точностями не гнались, и в метрике у нее было записано – родилась на Пурим. И да, вы угадали – каждый год, когда мы собирались всей семьей отметить ее день рождения, на столе среди угощений всегда присутствовали уши Омана – замечательные гоменташи с маком, перемолотым с сахаром и орехами, ах...

Уже после бабушкиной смерти я в память о ее гоменташах часто покупала рулеты с маком, это был для меня вкус детства. А в 90-е годы эти рулеты делали практически полностью из теста, мак там было чисто символически. Ну а потом пришли времена посытнее, и эти рулеты стали делать так, что внутри почти один мак, очень вкусно. Мы их называли «батоны с гашишем».

А в начале 90-х в Петербурге появились первые воскресные еврейские школы. И в одну из них – замечательную – в Московском районе на проспекте Космонавтов в так называемом Кривом универсаме (питерцы знают) я водила свою дочь. Туда, кстати, ходила и дочка Жени Кушнера, сына Александра Семеновича Кушнера, нашего замечательного поэта.

И вот весна, Пурим, начало 90-х, весьма и весьма голодно, и мы, родители, покупаем в складчину какую-то несуразную еду и естественно выпивку, хватаем детей и едем отмечать в синагогу. Которая еще до ремонта, весьма обшарпанная, но конечно прекрасная. Располагаемся на втором этаже, накрываем на стол, и тут выясняется, что закуски, считай, что нет. И вина тоже нет – его тогда просто не водилось в магазинах. Зато есть много-много водки. А в качестве импровизированного вина имеется одна на всех бутылка красной ядовитой жидкости под названием, кажется, кирш. Родом из Германии, а вероятнее, паленая. Кто пил – не забудет (по сравнению с киршем знаменитый кеглевич – это божественный нектар). И вот к виночерпию тянется дрожащая женская ручка с пластиковым стаканчиком и робкой просьбой – можно мне только красненького? Э нет, красненького без беленькой не бывает, отвечает суровый виночерпий, щедро наполняя стаканчик на три четверти сорокоградусной и слегка подкрашивая красной гадостью.

Короче, захмелели мы быстро, а неприкаянные дети вытворяли уже, Б-г знает, что. Тогда мамочки потрезвее, и я, в том числе, подхватили их и увели вниз, в большой зал синагоги, где бесновалась буйная израильская молодежь – огромные парни, размахивая флагами, с криками проносились по залу, сшибая все на своем пути. Такие вот мгновения счастья.

1999
Единственная в моей жизни еврейская роль

Вспоминает Юлия Ауг, актриса («Улицы разбитых фонарей», «Мастер и Маргарита», «Спецназ» и др.)

Евреи СССР Пурим в Ленинграде 1990-еВ 1999 году петербургской Синагоге решили сделать театральное представление. Моя подруга – театральный критик Люба Шнайдер рассказала мне, что Синагога ищет актрису на роль Эстер. И что актриса эта должна быть обязательно галахической еврейкой – шутка ли, ведь выступать надо в центральном зале, цитировать священные тексты!.. Мне тогда реббе сказал, что это впервые, когда женщина на первом этаже синагоги произносит громко, в микрофон, текст. Все слова, которые я произносила были проверены и согласованы. И ни-ни от себя. Я не позиционирую себя как еврейская актриса, скорее уж – как эстонская (мой папа наполовину эстонец, наполовину швед), но по маме я еврейка. В молодости я была очень красива и внешне годилась на роль. Но, кроме этого, надо было выучить всю историю про Эстер и Ахашвероша, уметь ответить на все вопросы… Люба принесла мне брошюрку, я ее проштудировала, прошла собеседование с главным раввином, и он утвердил меня на роль. Нужен был подходящий костюм – у меня как раз было невероятной красоты платье, купленное в Праге, в магазинчике, где продавались вещи, сделанные по его эскизам. Платье было невероятно нежного цвета чая со сливками в стиле арт-нуво, с крупными вставками из кружев и кружевным верхом-болеро. Нужно было еще и чем-то покрыть голову, и я бегала по всему Питеру, искала подходящую ткань. Мордехая играл замечательный актер Александр Баргман. Мы провели с ним этот Пурим. Я невероятно гордилась тем, что мне было позволено пройти по первому этажу Синагоги, среди ряда скамей, и приветствовать всех собравшихся.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину