Все проекты
Общину поддержали 29732 раз

«Кто бы крылья мне дал, улетел бы, как голубь…»

«Кто бы крылья мне дал, улетел бы, как голубь…»

История личного Исхода

Бывший ленинградец раввин Шимон Аш провел в отказе 8 лет. Это были годы приближения к Торе и заповедям в условиях советского фарса. Семья сумела не только отвоевать разрешение на выезд, но и дать детям настоящее еврейское воспитание. Сегодня сын р. Шимона – Дани Аш является деятелем петербургской Синагоги... Мы попросили р. Шимона поделиться своей личной историей Исхода.

Праздник «первый Седер»

Евреи СССР отказники Ленинграда раввин Шимон АшР. Шимон Аш в юности

В нашей семье Песах был всегда. Родственники из года в год задавали друг другу дежурный вопрос: «Ты у кого на первый Седер?» Мне как-то не приходило в голову поинтересоваться: если есть первый Седер, то ведь должен быть и второй? Просто я воспринимал как данность, что есть такой праздник – «Первый Седер». На столе в этот день обязательно была маца – в былые годы она свободно продавалась в обычных булочных! Правда, вместе с мацой к трапезе подавался хлеб. Не было ни пасхальной Агады, ни четырех бокалов. Но все же некая память об Исходе была и передавалась от старших к младшим.

Первый настоящий Песах

Первый настоящий Песах, с Агадой, мы провели в 1982 году в подпольном ульпане, который собирался в Московском районе. К нам приехал гость из Израиля – разумеется, иврит он знал лучше, чем мы. Ему и поручили прочитать Агаду. Это был совсем не религиозный парень из какого-то кибуца. Но он честно исполнил возложенную на него миссию.

Прошел год. Мы продолжали изучать иврит в ульпане. Тем временем наш дом напротив метро Чернышевская пошел на капремонт. Все соседи съехали. Одни мы не торопились – уезжать мы были готовы только в Израиль. Так мы остались в большой коммуналке одни. И тут мне позвонила моя учительница иврита и сказала: «Ты уже был на Седере! Теперь ты должен провести Седер для других!» И я впервые в жизни провел Седер сам.

С тех пор я провел множество Седеров в Израиле для олим – за столом собиралось и 150 человек, и больше. Но Седеры в 1982 и 1983 годы я вспоминаю отдельно. Эти два Седера – как две точки, через которые можно провести прямую: сразу становится понятно, в каком направлении мы двигались.

Евреи СССР отказники Ленинграда раввин Шимон АшДень рождения в Ленинграде. Апрель 1982 г. Маленькому Данику (справа) исполняется 2 года. Он родился в последний день Песаха. Торт, который вы видите на фото, сделан из мацы

Милиционеры с интересом смотрели наш Пуримшпиль

В той же опустевшей коммуналке за месяц до этого мы устроили большой Пуримшпиль. Гэбэшники заранее оцепили дом, но всем артистам и половине зрителей удалось прорваться. Я поднял скандал: «В чем дело? Я тут живу! Меня не пускают домой?!» Следом прорвался и мой папа – он громко возмущался, что ему не дают навестить сына. К нашему дому примыкал небольшой флигель, с лестничной площадки которого наискосок, через окно можно было заглянуть в нашу квартиру. Там и столпились милиционеры. Они с большим удовольствием наблюдали за действием Пуримшпиля. Надо сказать, что наш Ахашверош был с кустистыми бровями, и все действо он лежал на больничной койке с капельницей. Шел 1983 год!

Надел кипу назло врагу

Теперь хочу вернуться назад и рассказать о том, как я впервые в жизни надел кипу. Было это в 1981 году. На квартире Лейна должна была пройти очередная лекция по Торе. Захожу в подъезд – а там два милиционера! Мне захотелось их позлить, и я спрашиваю: «Не напомните, какая квартира мне нужна?» Они обалдели от такой наглости, и я беспрепятственно поднялся наверх. Но и там стояли ребята из милиции! «Ах, вы так?! – подумал я. – Получайте!» В этот день я из чистой злости надел кипу, и уже больше ее не снимал.

Гэбэшники несли меня на руках

Когда тебя все время пасут, ты к этому привыкаешь. Со временем я начал узнавать всех «пастухов» в лицо. Я даже знал номера их машин. Поэтому, когда меня взяли на 15 суток, я был к этому готов. Это было в 1981 году. На Светлановском проспекте, в квартире Вассермана должна была состояться лекция о Шабате. В крохотную однушку набилось 80 человек! Но тут явилась милиция, нас начали по одному вытаскивать и разгонять наше сборище. Я был еще молодой, задиристый. «Не могу идти, мне плохо!» – заявил я и улегся на пол. Что было делать? Гэбэшники подняли меня понесли меня на руках! Они несли меня по улице под улюлюканье толпы. Но оказалось, что за такую ласку надо платить. Меня посадили на 15 суток. Хотя, как выяснилось впоследствии, по моей статье полагался срок до двух лет! Например, Евгений Лейн из нашей тусовки попал на два года, и мы посылали ему посылки. Любопытно, что я оказался в той же тюрьме на Шпалерке, где был Шестой Ребе! Конечно, здесь невозможны никакие сравнения. Это та ситуация, когда история повторяется – в первый раз в виде трагедии, во второй раз в виде фарса…

Евреи СССР отказники Ленинграда раввин Шимон АшСемья до отъезда

Занимался упаковкой евреев

Уволившись с официального места работы, я не сидел без дела. Мы занимались «упаковкой евреев» – обслуживали отъезжающих. Делали все – от составления легенды, чтобы человек мог получить приглашение – до сопровождения в аэропорту. Съездить в посольство, шлепнуть визу, упаковать мебель или посуду – мы делали все. Однажды мы отправляли в Израиль старого еврея. У него был перекрестный паралич! Мы сделали ему носилки: шезлонг и два больших шеста. И возили его везде, где требовалось личное присутствие.

Пошел в баню!

В какой-то момент мне стала всерьез светить 209-я статья – за тунеядство. Я стал искать работу. Многие мои друзья уже устроились в Белозерскую баню на Кронверкской ул. Кто администратором, кто в котельне! Директором бани был тоже еврей – по-моему, его фамилия была Аранович. Увидев меня, он сказал: «Мне нужен банщик!» Для меня поначалу это было абсолютно дико. Я решил поработать недельку и осмотреться. Напарником моим был Володя Ушаков. Он трижды отсидел по статье 144 – «Кража личного имущества граждан». Более честного человека я в жизни не видел! Если мы заработаем вместе копейку – он ее пополам перепилит! Через месяц работы я обнаружил удивительную вещь. Мой оклад как старшего инженера составлял 140 руб. В бане было много «левых» заработков, и мой доход был больше 500 рублей! Увидев это, я решил остаться. Как в анекдоте про корову: «Такую корову я никому не продам!» Одна проблема – приходилось работать по субботам. Сначала я относился к этому спокойно, но постепенно от этого меня стало просто разрывать на части! И я ушел из бани.

Вс-вышний не дал стать киоскером

Мне рассказали, что есть такая работа – продавать сигареты на лотке. Официально можно было заработать около 400 р.! Я пришел устраиваться и даже успел познакомиться с напарницей. Она была просто счастлива, что нашелся идиот, готовый работать вместо нее в воскресенье вместо субботы! И, видимо, поспособствовала тому, чтобы меня взяли на это выгодное место. Я увидел свою фамилию и резолюцию «принять» на доске приказов. Но на работу я так и не вышел. В этот же день в ОВИРе мне сообщили, что выпускают мою семью в Израиль! Вот так: когда Вс-вышний увидел, что я готов соблюдать Шабат, он отпустил меня! Кстати, это произошло в праздник Песах…

Демонстрация отменяется

8 лет нам не давали разрешение на выезд! Наше терпение лопнуло. Весной 1987 года мы с семьей решили устроить демонстрацию у ОВИРа на Желябова, официально известив власти телеграммой. Мы подготовились тщательно. Я помню, как маленький Даник мечтал развернуть свой плакатик, на котором было написано: «Отпустите меня в Израиль!» У восьмилетней дочери тоже был плакат: «Я жду отъезда уже восемь лет!» Поднялась суета.

Евреи СССР отказники Ленинграда раввин Шимон АшМаленькие Дани и Эля Аш

Евреи СССР отказники Ленинграда раввин Шимон АшПеред демонстрацией у ОВИРа. 1987 г. Детям так и не пришлось развернуть заготовленные плакатики

Меня начали вызывать в различные учреждения. Видимо, я нажал им на больное место: именно у ОВИРа они и не хотели демонстраций. В тот день я с самого утра пошел на рандэву к начальнику ОВИРа. Как сейчас помню: ее звали Александра Федоровна, как императрицу. А в среде отказников у нее было иное прозвище: «Эльза Кох». Это был настоящий дракон в юбке. Я договорился с женой и детьми, что ровно в 11 утра они начинают демонстрацию.

- А что это вы так торопитесь?! Мы должны подумать! – с гневом воскликнула «Эльза Кох».

- Вы уже 8 лет думаете! – отрезал я.

- Вы поступаете не в интересах государства! – заверещала она.

- Я считаю, что мой интерес как личности важнее интересов государства! – ответил я просто.

Я почувствовал, что больше ничего говорить нельзя. Она должна сама все сказать. Но как ее к этому подтолкнуть? И тут меня озарило Свыше. Я достал часы, молча посмотрел на них и вздохнул. Если бы я выразил то же самое словами, неизвестно, как бы она себя повела. И произошло невероятное. «Императрица» села поудобнее, заняла «официальную» позицию и заявила:

- Вчера по вашему вопросу было принято положительное решение!

Это было за полминуты до 11… Итак, нашу семью отпустили!

Евреи СССР отказники Ленинграда раввин Шимон АшСемья после отъезда в Израиль

В соавторстве с царем Давидом

Евреи СССР отказники Ленинграда раввин Шимон АшРаввин Шимон Аш

В Израиле я много чем успел позаниматься. Сейчас переключился на переводы – выпустил перевод книги Теиллим (псалмы Давида). Это не просто стихи, а комментированный перевод: внутрь самого текста я вставил смыслы, которые выявляются только в комментариях. Разумеется, существует много линий комментария одного и того же текста. Я выбирал какую-то единую концептуальную линию, ведь многосмысленность не передашь. Самый мой любимый псалом – 55-й: «Кто бы крылья мне дал, улетел бы, как голубь…» 

Псалом 55 в переводе р. Шимона Аша

1) Руководителю на инструментах. Нравоучение Давида.
2) Послушай, Всесильный, молитву мою, от просьбы не отвернись!
3) Выслушай меня, ответь, я жалуюсь, стеная в голос.
4) От окрика врага, от притеснения злодея: оклеветали, ненавидят в ярости.
5) Во мне трепещет сердце, и полон смертной я тоски.
6) Проникли дрожь и ужас внутрь, я содроганием объят.
7) И сказал я себе: «Кто бы крылья мне дал, улетел бы, как голубь, покой бы обрел.
8) И, скитаясь вдали, ночевал бы я вечно в пустыне.
9) Поспешил бы от вихря, от бури спастись!..»
10) Запутай их, Господь, раздели языки, я разбой и вражду вижу в городе.
11) Днем и ночью по стенам обходят его, а внутри — грабежи и злодейство.
12) А внутри — клевета и обман и погибель — с улиц не сходят его.
13) И ведь не враг, что снес бы его брань, не ненавистник явный, что одолей он — скроюсь.
14) Ты человек, что ровня мне, наставник мой и близкий друг,
15) С которым вместе тайны постигаем и посещаем Всемогущего обитель.
16) Нашли на них смерть, чтоб спустились живыми в могилу, ибо сами они и дома их злодейства полны.
17) Я к Всемогущему взмолюсь, Господь спасет меня.
18) Вечером, утром и в полдень я буду молить и стенать, Он мой голос услышит.
19) Избавит душу мою с миром, при том, что приближается ко мне, как это было многократно.
20) Услышит Бог, их укротит живущий вечно, ведь нет в них перемен, не убоялись Господа они.
21) Он руку на своих поднял, союз нарушив свой.
22) Гладки его уста, как масло, но в сердце у него вражда, нежнее елея слова, но все, что говорит — пустое.
23) На Бога возложи свои заботы, поддержит Он тебя, не даст вовеки праведному пошатнуться.
24) А их, Всесильный, в преисподнюю спусти. Кто крови жаждет и стремится к лжи, не проживет и половины жизни. А я в Тебе уверен буду.

Ознакомиться с переводами Теиллим р. Шимона Аша Вы можете на сайте moshiach.ru


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину