23 июня 2017 / 29 сивана 5777

19.02.2016

От Авроома Маллаева до Аврооми Ходжабека – один хадж

Рафаэль Нисанович Ходжабеков, житель Петербурга, бухарский еврей, рассказал нашему изданию о невероятной судьбе своего прадеда – казначея при дворе эмира, и о том, как вышло, что фамилия еврейского рода происходит от исламского слова «хадж», «паломничество».

Евреи Петербурга история семьи ХоджабековРафаэль Нисанович Ходжабеков рассказывает об истории своего рода Евреи Петербурга история семьи ХоджабековСемейные предания Рафаэль Нисанович узнал от своей бабушки, Яффы Исааковны. На фото – Яффа Исааковна в молодости

Евреи Петербурга история семьи ХоджабековВ семье бережно хранится записка Яффы Исааковны на русском и бухарском

Еврей при дворе эмира

Родоначальником династии бухарских евреев Ходжабековых является Авроом Маллаев, родившийся в 1830 году в семье крупных торговцев.

Мануфактура, каракуль, мука, сахар, хлопок, растительное масло – Маллаевы снабжали всевозможными товарами города Средней Азии, Туркестана и России. Авроом Маллаев пользовался почетом у мусульманского населения Бухары. Он жертвовал крупные суммы на городские нужды, принимал активное участие в общественной жизни, стал закотчи (представителем по сбору налогов с населения) при бухарском эмире Музаффархоне, был избран членом казначейства.

В темнице

Не все могли выплачивать налоги в срок. И тогда Авроом самовольно снижал сумму подати нуждающимся семьям, а разницу вносил из личных средств, отмечая ее в ведомости отдельной строкой. Он считал, что исполняет важную заповедь. Через некоторое время эмиру поступил донос: якобы Авроом недобирает налоги у еврейского населения, нанося ущерб казне. За это полагалась смертная казнь. По приказу эмира Авроом оказался в зиндане (темнице).

На допросе Авроом отрицает все обвинения, за него вступается двор эмира и сам казыкалон – председатель верховного суда. В итоге эмир отменяет смертную казнь.

Кипящее масло – или ислам

Вместе с тем, эмир ставит ультиматум – отказаться от иудейской веры и принять ислам. Бухарские евреи достигали высоких постов при дворе эмиров, но вся история общины протекала в обстановке сопротивления исламизации. За отказ – обривали голову, надевали чалму из теста и поливали раскаленным маслом.

К Авроому в зиндан посадили его друга – Арони Кандина, также члена казначейства, оказавшегося жертвой доноса. Из зиндана мало кому удавалось выйти живым и здоровым. И друзья решились выполнить условие эмира.

Принятие ислама было формальным, исламские традиции соблюдались только на службе и среди мусульман, а дома почиталась еврейская традиция.

Как еврей совершил мусульманское паломничество в Иерусалим

В год освобождения Авроом подал прошение на совершение хаджа в Иерусалим, чтобы посетить святые места ислама. Он выбрал наиболее прямой и безопасный маршрут, проходивший через Мерв (Марп), Герат, Мешхед, Тегеран, Багдад, Палестину.

На паломничество ушло более года. Совершивших хадж паломников называли по-арабски «ал хаджи», а в таджикском говоре – «ходжи». Поскольку Авроом был богатым и знаменитым, ему прибавили титул «бек». Так Авроом Маллаев стал Аврооми Ходжабеком. А при Советской власти родилась фамилия «Ходжабеков».

Домой – навсегда

Продолжая трудиться в казначействе, Аврооми Ходжабек хотел уехать в Иерусалим навсегда, но при дворе эмира догадывались о его намерениях и отказали в повторном «посещении святых мест ислама». Через несколько лет Аврооми придумал правдоподобный предлог для посещения Палестины, а гарантом его возвращения стал 12-летний внук Риби – при дворе поверили, что мальчик обязательно вернется домой.

Евреи Петербурга история семьи ХоджабековРиби Ходжабеков: второй слева, сидит. Иркутск, 1918

Евреи Петербурга история семьи ХоджабековРиби Ходжабеков (в центре, в белой традиционной одежде) с родственниками

В 1892 году Аврооми с Риби покинули Бухару. Они шли по уже знакомому маршруту. Авроом обустроил собственный дом, отправил внука в ешиву, устроил бар-мицву. Риби прожил в Иерусалиме три года и очень скучал по родительскому дому. Аврооми выждал удачный момент, чтобы отправить мальчика домой. Он договорился с группой паломников-мусульман, чтобы те засвидетельствовали тяжелое состояние Аврооми вследствие изнурительного пути, и вверил им внука.

Евреи Петербурга история семьи ХоджабековЖена Риби Ходжабекова Мирьям, г. Бухара, 1926

Так мирно закончилась трудовая и «мусульманская» деятельность Аврооми Ходжабекова. В Эрец Исраэль он прожил более двадцати лет, умер в 1912 году и похоронен в Иерусалиме.

Елена Слабковская

При подготовке статьи использована книга брата Рафаэля Ходжабекова – Пинхаса Ходжибекова (фамилии братьев пишутся по-разному – ред.) «Свеча Памяти. Род Ходжибековых».

Евреи Петербурга история семьи ХоджабековКнига Пинхаса Ходжибекова «Свеча Памяти»


Вконтакте
Facebook

ЦЕНТР ИЗРАИЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЫ Гостевой дом
Все
В Петербурге
В мире
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011
Архивный поиск