27.01.2014
Спасенный детский сад
Спасенный детский сад
Анелия Ефимовна с внучкой. 2011 г. |
Петербурженке Анелии Ефимовне Козыревой 91 год. В детстве мама хотела дать ей имя Нелли, но воспротивилась бабушка. Ей, глубоко набожной женщине, хотелось назвать девочку в честь деда Аарона. Спор сумел разрешить только николаевский раввин – он придумал компромиссный вариант «Анелия». Но история не об этом. А о том, как мама Анелии Ефимовны, София Иосифовна Докторович, уберегла от смерти целый детский сад.
Анелия Ефимовна всю блокаду прожила в Ленинграде. «Когда началась война, я страшно обрадовалась – не надо больше учиться в ненавистном электротехническом институте. Оттуда меня не гнали только потому, что я блестяще играла в хоккей, ставили тройки сжав зубы», – вспоминает пожилая женщина.
К моменту начала войны мама Анелии Ефимовны, София Иосифовна Докторович, работала заведующей детским садом № 6 Петроградского района. Как простая необразованная женщина дослужилась до этой должности? Помогла случайность. В 30-е годы Софию Иосифовну приметила тогдашняя директор садика, где училась маленькая Анелия. Мудрая еврейская женщина сразу увидела у Софии педагогический талант, определила на работу в детсад и одновременно направила в педучилище – получать профильное образование. «Когда мама закончила учиться, я была в шестом классе», – рассказывает Анелия Ефимовна.
Анелия Ефимовна с мамой, Софией Иосифовной Докторович |
Детский садик стоял в пустом переулке между Зоологической и Съезжинской улицами. Этот дом был уникален тем, что в него не попадали снаряды при артобстреле – по словам Анелии Ефимовны, «стоял перпендикулярно выстрелам».
Юную Анелию Ефимовну тоже оформили на работу в детсад. «Не верьте ей, она не воспитательница», – кричал маленький двоюродный братишка, воспитанник этого же садика.
Попытка эвакуироваться оказалась неудачной. Детский сад пытались вывезти на Урал, но потом стало ясно, что немцы развивают наступление в этом же направлении. У Анелии Ефимовны сохранилась газета, в которой рассказывается о памятниках детям, попавшим при этой эвакуации под обстрел… Детский сад № 6 вернулся в Ленинград в полном составе.
Анелия с отцом, Ефимом Ароновичем Докторовичем |
После этого мама сказала: «Больше никаких эвакуаций, умирать будем дома!».
Анелия Ефимовна вспоминает:
«Дети в саду не играли, тихонечко сидели за столиками. Им покормят чем могут – и ставят им чистое блюдечко. Ребятишки сидят и терпеливо ждут, когда их снова покормят.
За все годы блокады в мамином садике не умер ни один ребенок! Если кто-то из детей заболевал, его не отдавали родителям, а оставляли в садике на круглые сутки и выхаживали. На уборщиц возлагалась обязанность – найти дрова. Как угодно, но плиту растопить. Они искали, где можно хоть что-то спилить, срубить – забор так забор, дерево так дерево. Сохранилась фотография – мама с бригадой уборщиц, переживших войну. Не с воспитательницами сфотографировалась – с уборщицами!»
Анна Бродоцкая
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2