Все проекты
Общину поддержали 37414 раз

Основоположник отечественной физиотерапии

Основоположник отечественной физиотерапии

Евреи и медицина осователь отечественной физиотерапии БруштейнСергей Александрович (Израиль Моисеевич) Бруштейн

Современные врачи и пациенты не знают, что 100 лет назад не существовало термина «физиотерапия». Такие виды лечения, как светолечение, водолечение, массаж, простейшее электролечение – использовались издавна, но именно С.А. Бруштейн превратил ее в самостоятельную дисциплину, сделал наукой, основал НИИ физиотерапии, ассоциацию физиотерапевтов, созвал съезд физиотерапевтов и т.д. Не только врачи, но и просвещенные граждане нашей страны должны знать и не забывать этого выдающегося врача, ученого, педагога, общественного деятеля, организатора отечественного здравоохранения.

Лекарь с отличием

Сергей Александрович (Израиль Моисеевич (Мовшевич)) Бруштейн родился 3 (16) апреля 1873 года в с. Усолье Пермской области в купеческой семье, в 1892 г. окончил Пермскую гимназию, в 1897 г. – медицинский факультет Казанского университета, получил звание «лекаря с отличием». С 1898 по 1903 г., работая в клинике душевных и нервных болезней военно-медицинской академии под руководством В.М. Бехтерева, молодой врач заинтересовался физическими методами лечения и стал их серьезно изучать. Сдав в 1898 – 1899 учебном году экзамены на степень доктора медицины, лето 1899 г. он потратил на изучение лечебного дела на курортах Австрии, Германии, Швейцарии, лето 1900 г. и 1901 г. провел в знаменитых западных клиниках.

От ассистента – до профессора

С 1901 г. стал исполнять обязанности ассистента Клинического института в.к. Елены Павловны по отделению физических методов лечения и в ноябре 1905 г. был утвержден в этой должности, с энтузиазмом преподавал массаж, гидротерапию, светолечение, учение о минеральных водах – под руководством профессора В.А. Штанге. Забегая вперед, скажем, что в 1911 году он стал доцентом, в марте 1917 – профессором, в марте 1918 г. после смерти В.А. Штанге возглавил кафедру, которая впервые в стране получила название кафедры физиотерапии и курортологии. В начале 1920 года Бруштейн был избран директором института, который стал называться ГИДУВ (в настоящее время – Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, до этого – МАПО), но об этом впереди.

В годы русско-японской войны

С 1902 г. С.А. Бруштейн состоял врачом по нервным болезням в амбулатории общины Св. Евгении Красного креста (в советское время – больница им. Я.М. Свердлова). В январе 1904 г. – по объявлении русско-японской войны – призван в армию и назначен младшим ординатором в полевой запасной № 13 госпиталь, в апреле 1905 г. – младшим врачом Новгородского местного лазарета и с того же времени по январь 1906 года (тогда он был уволен в запас) исполнял обязанности ординатора Колмовской психиатрической больницы Новгородского губернского земства.

Диссертация о… ваннах

Вернувшись в Санкт-Петербург, С.А. Бруштейн погрузился в научно-практическую работу, итогом которой стала диссертация, защищенная в 1910 г. в Военно-медицинской академии, «О влиянии общих электро-световых ванн на сочетательно-двигательный рефлекс у человека», она исходила из лаборатории клиники душевных и нервных болезней Императорской Военно-медицинской академии (акад. В.М. Бехтерев) и из отделения физических методов лечения Императорского клинического института в.к. Елены Павловны (проф. В.А. Штанге). Трогательно посвящение работы своим родителям и благодарность «за любезное содействие» Е.С. Боришпольскому, Ж.И. Израэльсону, В.П. Протопопову и В.В. Срезневскому. В диссертации описаны история изобретения ванн, их устройство, преимущество перед турецкой, паровой или римско-ирландской баней, методики применения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, «астматическом процессе», кожных болезнях, ишиасе, невралгии тройничного нерва, неврозе. Первые два – три сеанса рекомендовалось проводить в присутствии врача. Выводы касались целесообразности объективизации электро-световых ванн на организм, разницы в воздействии света через красное стекло (снижает возбудимость) и синее (повышает возбудимость), подтверждалась эффективность теплового эффекта этих ванн, был сделан очень важный вывод о возможностях использования ультрафиолетового излучения. Более 100 лет тому назад Бруштейн установил обезболивающий эффект коротковолнового УФО, о чем, к сожалению, нередко забывают современные врачи.

Итоговый вывод С.А. Бруштейна характеризует его как будущего выдающегося организатора – он предлагает «в интересах более правильной постановки медицинской помощи неимущему населению столицы» устройство при городских больницах амбулаторных и стационарных отделений для пользования физическими методами. Этой идее С.А. Бруштейн остался верен всю жизнь.

Диапазон интересов в сфере физических лечебных факторов у Бруштейна в течение его трудовой деятельности менялся, но светолечение, кажется, оставалось любимой темой. Позже он писал: «Фототерапия занимает выдающееся место в ряду других способов лечения, простирая свои показания почти на всю патологию».

О влиянии тока на тело

Любопытно, что первая, по нашим исследованиям, его работа в русле физиотерапии, которая называлась «К вопросу о действии электрического тока высокого напряжения на человеческое тело», была написана в 1901 г. Интересны слова автора: «Если XIX столетие называют веком господства человека над природой, то этому не мало способствовало применение электричества». До защиты диссертации С.А. Бруштейн писал о вазомоторном центре продолговатого мозга, об успехах рентгенотерапии (она тогда относилась к физиотерапии), о лечении невралгии УФ-лучами, о русской бане в медицинском отношении, на Пироговском съезде докладывал о светолечении нервных и душевных болезней.

Мы обратили внимание на то, что публикация 1901 г. имеет пометку: из поликлиники общества «Врачебная помощь бедным больным в Петербурге». Наверное, резюме его диссертации связано с этим не отраженным в биографии фактом лечебной практики Бруштейна.

Физиотерапия на войне?

Авторам этой статьи, как сотрудникам Военно-медицинской академии, С.А. Бруштейн дорог и интересен как создатель военной физиотерапии. Во время Первой Мировой войны в госпиталях и лазаретах оказывалась исключительно хирургическая помощь, идея о создании физиотерапевтической помощи раненым возникла у Бруштейна в 1914 г., он обратился с докладной запиской в Главное Управлении Российского общества Красного креста, но не нашел понимания.

Настойчивость и целеустремленность Бруштейна достойны восхищения: в 1915 г., когда на III съезде деятелей Всероссийского союза городов позвучала мысль о необходимости широко развернуть общественные организации помощи раненым и увечным воинам, в частности, специальные институты для восстановления их боеготовности и работоспособности, Бруштейн снова выступил со своей инициативой. Это был доклад на заседании Петроградского комитета Всероссийского союза городов, членом правления которого Бруштейн стал, он предложил создать при лазаретах стационарные отделения физических методов лечения, назвать их физиотерапевтическими, по окончании войны они должны были войти в сеть городских лечебных учреждений для обслуживания гражданского населения. Более того – Бруштейн планировал ознакомление врачей разного профиля с основами физической терапии на базе этих отделений и в гражданских больницах, даже научно-исследовательская работа была им предусмотрена. Проект был принят – и с июня 1916 года С.А. Бруштейн возглавил Петроградский физиотерапевтический институт (ул. 5-я Рождественская, ныне Советская, дом 4). До этого, можно отметить, был предложен лазарет № 255. Он оказался непригоден, выделенный затем Таврический городской лазарет № 193 (ул. Таврическая, дом 45) тоже не удовлетворял всем требованиям. Здание, в котором обосновался на долгие годы будущий НИИ физиотерапии, имел опыт медицинской деятельности. Сергей Александрович руководил институтом до 1931 года и создал, без преувеличения, блестящую плеяду физиотерапевтов.

Плавучая санатория на Волге

Просто невозможно не рассказать, какой поистине уникальный, революционный проект представил и осуществил С.А. Бруштейн весной и летом 1915 года, это – «первая плавучая санатория на Волге». Среди диагнозов – отравление удушливыми газами, травматический невроз, упадок питания, неврастения, хлороз и т.п. В распоряжении проходящих естественное и приятное лечение (массаж, электризация, механотерапия, солнечные ванны, водоэлектросветолечение, лечение лежанием) были библиотека, шахматы, два пианино, граммофон, гармония, балалайки, во время остановок – рыбная ловля. Во время следования «обыватели встречали возгласами «ура» и засыпали подарками и цветами» воинов, утративших на фронте здоровье. Эти рейсы по Волге имели «иногда прямо магическое действие» – писал изобретатель такого вида санаторно-курортного лечения. Не пора ли об этом вспомнить сейчас?

Внушительный перечень обязанностей

О государственном масштабе мышления и колоссальном творческом потенциале С.А. Бруштейна говорит перечень обязанностей, которые он исполнял до революции:
- член Петроградского городского и областного комитетов Всероссийского союза городов;
- заведующий медицинской частью, председатель медицинского бюро Петроградского городского комитета Всероссийского союза городов;
- председатель Санаторно-курортной комиссии;
- председатель Главного и Петроградского комитета Союза городов и особой комиссии Верховного совета по организации помощи военно-увечным.

По его инициативе организован Делегатский совет врачей Петроградского комитета Союза городов – первая профессионально-общественная врачебная организация в России, бессменным председателем которой был он.

После февральской революции 1917 г. С.А. Бруштейн избран председателем Объединенного врачебно-санитарного совета г. Петрограда, после Октябрьской революции – председателем комитета по охране медицинских учреждений. Помимо этого он состоял членом:
- Общего совета высших медицинских школ Петрограда;
- Ученого комитета при научно-медицинском отделе Комиссариата народного просвещения;
- председателем Комиссии по реформе учебных и учебных медицинских учреждений в Петрограде;
- членом Ученого медицинского совета при Народном комиссариате здравоохранения.

Спасение ГИДУВа

Вполне закономерно, что такой видный деятель медицины был в начале 1920 года избран директором ГИДУВа (тогда он назывался Советский институт усовершенствования врачей), но следует вспомнить, что это была должность н только почетная: институт был на грани закрытия, нищенствовал, не отапливался, в городе царила разруха. Только могучая энергия С.А. Бруштейна, помноженная на оптимизм и энтузиазм, спасли институт от гибели. С.А. Бруштейн сохранил и укрепил материальную базу, привлек педагогические кадры, сумел выпустить за 10 лет свыше 200 научных работ, продолжил привлечение в качестве лечебных баз крупных больниц города. Главной базой для его кафедры с 1925 г. стал НИИ физиотерапии, его детище – с современной аппаратурой и новейшими лечебными методиками. С июня по ноябрь 1923 г. он еще был заведующим медико-санитарной частью Губздравотдела.

Спас библиотеку от ограбления

С.А. Бруштейн отнюдь не формально исполнял это, казалось бы, неподъемное количество нагрузок, он был поистине благородным и бескорыстным служителем для страждущего человечества. Так, в тяжкие 1920-е годы он спасал от разграбления богатую библиотеку проф. Н.Н. Петрова, имя которого сейчас носит Онкологический институт, выделил ему служебное жилье в главном здании института, добился в КУБУ (Комиссия по улучшению быта ученых), назначения пенсии 75-летней вдове первого директора Института в.к. Елены Павловны – Э.Э. Эйхвальда. Деятельность С.А. Бруштейна распространялась на всю страну: он основал выпуск журналов «Физиотерапия» и «Журнал для усовершенствования врачей», на организованном по его инициативе в 1925 г. I Всероссийском съезде физиотерапевтов была создана Всероссийская ассоциация физиотерапевтов, бессменным председателем которой он был до 1940 года, а Ленинградское общество физиотерапевтов было им организовано раньше – в 1923 г., он руководил им до переезда в Москву.

Заслуженный деятель науки РСФСР – один из первых в стране!

Необходимо сказать о том, что в ноябре 1927 года, на праздновании 30-летия деятельности С.А. Бруштейна нарком здравоохранения Н.А. Семашко торжественно объявил о присвоении юбиляру звания заслуженного деятеля науки РСФСР – одному из первых в стране! Позже он получил орден Трудового Красного знамени – очень редкая и почетная тогда награда.

Во главе Московского института физиотерапии

В 1930 году С.А. Бруштейн был переведен на работу в Москву, где возглавил Московский областной институт физиотерапии и физиопрофилактики, Центральный институт труда инвалидов, Государственный институт физиотерапии (1935 – 1938 гг.). Он был председателем оргкомитетов I (Ленинград, 1925 г.) и III (Харьков, 1935 г.) Всероссийских съездов физиотерапевтов и I Всесоюзного совещания врачей, биохимиков и физиков по вопросам применения высокочастотных и ультравысокочастотных волн в медицине (Москва, 1937 г.), об изданных под его редакцией трудах этих представительных форумов – несколько позже. С 1938 г. и в годы Великой Отечественной войны С.А. Бруштейн руководил кафедрой физиотерапии Новосибирского института усовершенствования врачей.

Бруштейн уходит из жизни

Умер он 20 сентября 1947 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. В десятую годовщину смерти Сергея Александровича его близкий друг Б.М. Бродерзон писал: «Его взыскательность и требовательность никогда не казались излишними, так как всегда вытекали из интересов дела. С ним было радостно и легко работать. Его творческий энтузиазм заражал его сотрудников. Вокруг него всегда царила атмосфера человечности и спокойной уверенности в своем деле. Всегда молодой, всегда бодрый, спокойный, жизнерадостный, остроумный, быстро умеющий находить главное в спорном вопросе, всегда оптимистически настроенный, идейный и глубоко принципиальный – таким навсегда остался в нашей памяти светлый облик этого большого человека». Мы не останавливаемся на перечне и характеристике научных трудов С.А. Бруштейна – это представляет интерес для специалистов и являет собой руководство для физиотерапевтов на долгие годы.

О семье Бруштейна: «С тобой не заскучаешь!»

Евреи и медицина осователь отечественной физиотерапии БруштейнАлександра Яковлевна Бруштейн

Жизнеописание С.А. Бруштейна будет неполным, если не вспомнить семью, главой которой он был. Жена – Александра Яковлевна (1884 – 1968 гг.) – урожденная Выгодская, дочь и сестра известных врачей, была в театральных и литературных кругах известна даже более, чем муж – в медицинских. Она – автор свыше 60 пьес, множества художественных произведений, самое известное из которых, автобиографическое, «Дорога уходит вдаль». О ней оставили восторженные воспоминания К. Чуковский, С. Маршак, Л. Кабо, Ф. Вигдорова, Л. Разгон. Отношения между супругами были идеальными, они понимали и поддерживали друг друга. На заре их знакомства, когда С.А. Бруштейн, завидный жених, браковал всех претенденток, говоря, что с ними с тоски умрешь, выбрал будущую жену со словами: «С такой не заскучаешь!». Умирая, он с грустью сказал: «Тебе будет очень трудно…». Следует вспомнить трагический эпизод их жизни – фашисты, заняв Вильнюс, расстреляли отца Александры – 85-летнего врача Якова Иехильевича.

Сын – Михаил Сергеевич (1907 – 1965 гг.) был главным инженером известной кондитерской фабрики «Красный Октябрь», талантливым изобретателем в сфере кондитерского производства. Дочь – Надежда Сергеевна (1908 – 1979 гг.) под псевдонимом Надеждина снискала мировую славу как создатель и бессменный руководитель ансамбля русского танца «Березка», народная артистка СССР, герой Социалистического труда.

Для краеведов – «Бруштейновские» места Петербурга

Для краеведов можем сообщить, что до того, как Бруштейны поселились в здании НИИ Физиотерапии на 5-ой Советской, д. 4, где прожили с 1916-го по 1930-й год – до отъезда в Москву, они жили на ул. Рубинштейна, д. 23 (тогда – Троицкая улица). Совсем рядом находилась Троицкая водолечебница и электросветолечебница Е.С. Боришпольского и С.А. Бруштейна в доме 26, кв. 11. Адреса Клинического института в.к. Елены Павловны (ул. Кирочная, д.41), больницы св. Евгении (ул. Старорусская, д.3), клиники душевных болезней ВМА (ул. Боткинская, д. 17) – общеизвестны.

к.м.н. Л.А Батурина
к.м.н. Л.М. Яковлева


Об авторах очерка

Батурина Людмила Андреевна – кандидат медицинских наук, врач-физиотерапевт высшей категории с 40 летним стажем, заведующая отделением физиотерапии клиники военно-полевой терапии Военно-медицинской академии, автор свыше ста научных работ, в том числе по истории медицины. Яковлева Любовь Михайловна – кандидат медицинских наук, врач-физиотерапевт высшей категории с 10 летним стажем, заведующая отделением физиотерапии клиники психиатрии Военно-медицинской академии.


От редакции

Евреи и медицина осователь отечественной физиотерапии БруштейнСемья Бруштейн. Сидят: мама Елена Семеновна, брат Сенечка, папа Яков Ефимович, стоят: Александра Яковлевна Бруштейн и ее муж Сергей Александрович Бруштейн

Наши читатели наверняка помнят Сашеньку Яновскую – героиню замечательной автобиографической повести Александры Бруштейн «Дорога уходит вдаль». Всех нас в детстве волновал вопрос – как же в дальнейшем сложилась судьба этой обаятельной еврейской девочки с горячим сердцем и пытливым умом? Какой была взрослая жизнь Сашеньки, с ранних лет усвоившей жизненные уроки великодушного, зачастую сурового и бескомпромиссного отца – Якова Ефимовича, Врача с большой буквы?... Недавно наши читатели – кандидаты медицинских наук Людмила Андреевна Батурина и Любовь Михайловна Яковлева – прислали нам очерк об основоположнике отечественной физиотерапии Сергее Александровиче (Моисее Израилевиче) Бруштейне. Очерк сам по себе заслуживает внимания – это биография выдающегося еврейского врача, ставшего основоположником целой отрасли медицины. Но, помимо этого, эта статья наверняка порадует тех, у кого «Дорога уходит в даль» до сих пор стоит на полке среди самых любимых книг: речь идет о супруге той самой Сашеньки Яновской, в замужестве – Александры Бруштейн.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину