Все проекты
Общину поддержали 29703 раз

Бетя, еврейка из «благородной» гимназии

Елена Севенард рассказывает историю своей бабушки – еврейки, чудом попавшей в привилегированную гимназию

Елена Севенард рассказ о еврейской бабушке ученице гимназии– Так-так!

Прохаживаясь вдоль шеренги выстроившихся в коридоре гимназисток новая классная дама, по слухам – старая дева, отличавшаяся особой свирепостью по отношению к хорошеньким девушкам, остановилась напротив замершей от ужаса гимназистки.

– Это что такое?! – Подняв двумя пальцами девичий подбородок, ледяным тоном вопрошала классная дама. – Я вас спрашиваю, Берта!

И ткнула пальцем в непослушные еврейские кудряшки, выбившиеся из строгой прически.

– Завивка?! – взвизгнула вдруг дама и, схватив гимназистку за руку, грубо потащила к раковине. Нагнув голову несчастной и поливая волосы холодной водой из кувшина, классная дама пыталась распрямить сворачивающиеся кольцами кудри. Но как только вода переставала литься, волосы приходили в первоначальное состояние.

– Так это не завивка? – изумленно проговорила наконец мучительница. Девочка, не проронившая ни слова во время экзекуции, отрицательно помотала головой. Вода вперемежку со слезами заливали ее лицо...

Дочь богатого купцаЕлена Севенард рассказ о еврейской бабушке ученице гимназии

Это была мама моего отца бабушка Берта, Бетя, как звали ее дома. Берта Владимировна - так уважительно называли её окружающие всю долгую и непростую жизнь, а прожила она 86 лет. Я очень любила слушать ее рассказы о гимназическом детстве. Дочь состоятельного еврея – купца первой гильдии, владевшего мукомольным, как сказали бы сейчас, бизнесом в Херсонской губернии, была принята в привилегированное учебное заведение, коим являлась Мариинско-Александровская женская гимназия. Здание, где училась бабушка, построенное в 1896 году и сохранившееся до наших дней, находится в городе Херсоне по улице Перекопской 3.

Елена Севенард рассказ о еврейской бабушке ученице гимназии

В архитектурный комплекс входили пансион со сквером, учебный корпус и гимназическая церковь св. Александры. Вопрос об открытии в городе женской гимназии был поднят ещё в 1858 г. директором училищ Херсонской губернии. Свое название гимназия получила в 1867 г. благодаря инициативе педагогического совета, который добился разрешения назвать учебное заведение в память бракосочетания цесаревича Александра Александровича – будущего императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. В гимназию принимались в основном девочки из дворянских семей, исключение делалось только для некоторых наиболее состоятельных граждан купеческого сословия, к которым, по-видимому, и относился мой прадед. Кстати, гимназистки-иноверки были освобождены от обязательного посещения церковных служб. Последний, 8 класс гимназии считался педагогическим, и окончание его давало право выпускницам на преподавание. Именно поэтому моя бабушка работала в школе, а затем в библиотеке, не окончив никаких других учебных заведений.

В театр – под прицелом бинокля

Помню также рассказы бабушки, как при намерении посетить театр гимназистки должны были в обязательном порядке известить об этом классную даму, а она являлась на спектакль, и в течение всего действия в бинокль наблюдала за поведением своих подопечных. На следующий день устраивался «разбор полетов», и горе было той гимназистке, которая, по мнению классной дамы, вела себя недостойно – чересчур громко смеялась в антракте или недостаточно низко опускалась в приветственном книксене.

Царевич, обдавший гимназисток грязью

Еще один интересный эпизод из её гимназической юности произошел в ноябре 1915 года, когда император Николай II с царевичем Алексеем и кузеном Борисом прибыл в Николаев для смотра войск, готовившихся к отбытию на линию фронта: 4-я Финляндская стрелковая дивизия и 51-й Донской казачий полк тогда временно базировались в городе. А перед этим Николай II заехал в соседний Херсон, где его встречали хлебом-солью губернатор и именитые горожане, после чего император пожелал посетить Мариинско-Александровскую гимназию, попечителями которой традиционно считалась царская семья. Гимназистки, среди которых была и старшекурсница 17-летняя Берта, были выстроены двумя шеренгами на гимназическом дворе. Шедший весь день дождь образовал большие лужи на мостовой. Царь с наследником подъехали на автомобиле с открытым верхом. Цесаревича, по-видимому, страдавшего от очередного приступа гемофилии, вынес на руках из кабриолета и поставил на землю «дядька» – огромный матрос, опекавший мальчика. Николай II в это время, отвернувшись к директрисе гимназии, внимательно слушал ее речь об успехах подопечных. Сделав несколько шагов вдоль шеренги гимназисток и лукаво посмотрев в спину отцу, царевич подошел к луже и вдруг топнул по ней, обдав близ стоящих девушек, среди которых была и моя бабушка, веером брызг. Ни один мускул не дрогнул на лицах вышколенных гимназисток, когда грязная вода стекала с их аккуратных причесок на белоснежные передники форменных платьев. Засмеявшись, Алексей попытался проделать то же самое со следующей лужей, но «дядька», наклонившись к нему, строго прошептал что-то на ухо. Затем император с наследником отобедали с преподавательским составом гимназии и отбыли в Николаев. А воспоминания о проказе 11-летнего цесаревича остались у бабушки навсегда.

Бонна для сына

Взрослая жизнь, как и у всего населения страны в те годы, сложилась у бабушки непросто: Великая Отечественная война, эвакуация – фашисты вошли в Херсон уже в августе 1941 года, тяжелейшая контузия мужа-танкиста на фронте и его ранний уход из жизни, голодное послевоенное время... Но, воспитанная в строгих правилах хорошего тона, бабушка всегда отличалась правильной литературной речью и безупречным поведением, а до войны пыталась привить и моему папе – обожаемому ею Володичке – приличные манеры, наняв ему бонну-немку, что-то вроде приходящей гувернантки. Надо сказать, что папа оказался совершенно невосприимчив к этому и всегда посмеивался, когда вспоминал эпизод с бонной.

Когда я была маленькой, бабушка почти каждый год приезжала к нам из Херсона на несколько зимних месяцев. Она была великолепной рассказчицей, а я благодарной слушательницей и, раскрыв рот, внимала этим невероятным для нашего времени историям про классных дам, книксены и визиты царской семьи.

Рассказ Елены Севенард о своем дедушке, сотруднике журнала «Советиш Геймланд», читайте тут


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину