14.11.2016
Захар Смушкин: «Настоящий коллекционер не должен сидеть на сокровище»
Видный деятель петербургской еврейской общины представил в Эрмитаже свою коллекцию японского искусства.
Государственный Эрмитаж первым из музеев начал демонстрировать публике частные коллекции, если они того заслуживают. 12 ноября в Манеже Малого Эрмитажа на 4,5 месяца разместилось одно из крупнейших мировых собраний творений японских мастеров «Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912)» из личного архива предпринимателя и члена еврейской общины Захара Давидовича Смушкина. На открытии коллекционер сам впервые увидел свои сокровища в музейном оформлении.
– Я приехал сюда и онемел, – признается Захар Смушкин. – Это похоже на бриллиант: одно дело, ты нашел его, оценил, взвесил и подсчитал караты, а другое дело – ты сделал из него украшение.
За семь лет Захар Смушкин собрал на аукционах и в зарубежных галереях около 700 предметов уникальной эпохи в истории Японии – времени правления императора Муцухито (1852 – 1912), чьим девизом стало мэйдзи («просвещенное правление»), намерение создать новую, современную страну. В эти годы японские мастера возвели создание декоративно-прикладных предметов в ранг высокого искусства. Именно это, по словам коллекционера, восхитило его настолько, что вдохновило на тщательный поиск в течение нескольких лет.
– Я всю жизнь собираю что-то, но никогда не собирал декоративно-прикладное искусство, – рассказывает Захар Смушкин. – Когда я занимался коллекцией русского искусства, меня стало раздражать то, что в начале 2000-х годов из двух покупаемых предметов один оказывался подделкой. Такое количество неестественного попало на рынок, что мне захотелось иметь что-то эталонное и ценное. Мне кажется, именно эти предметы Японии могут являться эталоном для любой эпохи.
На открытии выставки, прогуливаясь между стендами, эксперты говорили между собой о том, что эти экспонаты пока недооценены, но демонстрация в Эрмитаже тут же поднимет их ценность в разы. Грозные бронзовые воины, деревянные статуэтки животных, изящные вазы и курильницы, шкатулки и кабинеты с дверцами – все это создавалось с расчетом на то, чтобы украсить дворец самого императора (на некоторых вещах из коллекции даже есть клеймо императорского дома) или отправиться на экспорт, заявляя о мастерстве японских умельцев на весь мир.
– Для меня здесь номер один – это работа по металлу и роспись по панелям, потому что как коллекционер я все-таки ближе к живописи, – рассказывает Смушкин. Я нашел лучшие вещи в каждом из направлений, хотя специально не трогал оружие, мечи, кость. Моя коллекция репрезентативна и полна, поэтому я прекратил ее собирать: как говорится, вставать из-за стола надо голодным. Да, по глубине направлений в мире есть коллекции лучше, но по ширине мою коллекцию превосходит только одна, которая считается эталоном и была собрана на 50 лет раньше.
Одной из самых сильных и больших коллекций в мире назвал собрание Захара Смушкина директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, поблагодарив коллекционера за передачу своих ценностей для экспозиции.
– Это собрание мне кажется законченным, а любую законченную вещь надо предъявить обществу. Откуда ты его взял, где по частям собрал – туда и надо вернуть, хотя бы в духовном смысле, – объясняет Смушкин. – Это моя скромная лепта в духовный и эстетический ряд, который находится в Эрмитаже. Сама возможность что-то здесь выставить имеет огромное значение. Кроме того, так получилось, что в Эрмитаже немного японских предметов, и эта коллекция будет здесь очень кстати.
Захар Давидович рассказал, что планирует после Эрмитажа поселить собрание японской красоты в новом музее проекта «Южный» (проект по строительству города-спутника на юге Петербурга – ред.), которым он сейчас занимается. По его словам, именно эта работа в свое время заставила его заняться коллекционированием прекрасного.
– Я всю жизнь занимаюсь материальными вещами, – говорит предприниматель. – Но, начав заниматься проектом «Южный», я увидел, что без духовного развития становлюсь прагматичным и циничным. Коллекционирование таких предметов искусства – это способ познания мира, если хотите. В наблюдении мастерства видна эволюция человеческих вопросов: как, зачем, для чего? И кстати, вопросы, с точки зрения иудаизма, важнее, чем ответы.
В «Южном» коллекционер планирует открыть частный музей современного искусства по примеру «Метрополя», построенного не на государственные средства.
– В Петербурге, к сожалению, нет полноценного музея Востока, нет другого музея современного искусства, кроме «Эрарты». Но у моих друзей есть множество частных коллекций, которые можно выставить – было бы место. А ведь есть возможность показать произведения искусства, которые тебе достались, это необходимо делать. Настоящий коллекционер не должен сидеть на своем сокровище.
Евгения Векслер
Выставка «Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Из частной коллекции» будет проходить в здании Малого Манежа Государственного Эрмитажа до 2 апреля 2017 года.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2