Все проекты
Общину поддержали 29708 раз

Знайка-хасид и Алко-голем

На выставке «Хроники мультреализма», проходящей в Петербурге, обнаружены еврейские мотивы.

На Грибоедова, 103 проходит выставка группы «Колдовские художники». На выставке, носящей название «Хроники мультреализма», представлено лучшее из того, что «Колхуи» (так эпатажно звучит сокращенное название группы) создали за 12 лет, а это более 160 работ. Разглядывая «мультяшных» персонажей, мы заметили несколько ярких еврейских образов.

Вы наверняка помните с детства широкополую шляпу Незнайки. А как вам шляпа на голове Знайки, да еще и хасидская? Именно в таком виде вечного оппонента Незнайки изобразил один из «Колхуев» Николай Васильев.

Выставка группы Колдовские художники еврейские персонажи

Как это понимать? За разъяснениями мы обратились к одному из основателей группы, известному художнику Николаю Копейкину:

– Таков метод мультреализма: мы доводим вещи до абсурда, драматизируем идиотическое и идиотизируем драматическое. На рисунках в книгах Носова Знайка весь черно-белый, в строгом пиджаке. Очень пафосный персонаж! А наш художник пригляделся и понял: приделать Знайке пейсы и шляпу – и вот вам готовый еврей! Это, если хотите, намек на то, что евреи подарили миру множество ученых.


А вот здоровенный монстр с глупой улыбкой бьет еврея бутылкой по башке. Подпись: «Алко Голем». Это работа самого Копейкина. Художник поясняет:

Выставка группы Колдовские художники еврейские персонажи

– Я обыгрываю старинную легенду о пражском раввине бен Бецалеле, создавшем глиняное чудище – Голема. Рабби создал его, чтобы защитить еврейскую общину от погромов. Испуганный император упросил бен Бецалеля уничтожить монстра, и тот стер букву с его лба, тем самым умертвив. За основу я взял образ из фильма «Голем» 1915 года, с Паулем Вегенером в главной роли. У моего Голема, как и в том фильме, шестиконечная звездочка на груди.

Идея тут проста: алкоголь отупляет, делает человека похожим на Голема!


Дважды чокаются только евреи. Так утверждают захмелевшие звери на плакате. Как, почему?!

Выставка группы Колдовские художники еврейские персонажи

– Это работа 2004 года, еще с самой нашей первой выставки «Человек, магия, общество» (сокращенно «ЧМО»). Здесь Михаил Потапыч Чмо, медведь-алкоголик, прекрасно владеющий алкогольной мифологией, дает свои заветы другим зверям. Все эти заветы объединены в одну большую бутылку. «Дважды чокаются только евреи» – старая шутка еще советских времен, элемент алкофольклора, наряду с высказываниями «До конца не допивать – родителей не уважать», «Руку не менять», «Пустую бутылку на стол не ставят». До сих пор есть те, кто скрупулезно исполняет все эти непонятные догмы. В одном из провинциальных городов я сам видел: сидят люди семьями, на столах лежат пустые бутылки. «Это что, игра какая-то?» – поинтересовался я у официанта. Тот посмотрел на меня так, как будто я с другой планеты: «Вы что, не знаете? Пустые бутылки на стол ставить нельзя!».

По словам Николая Копейкина, за шуткой на грани абсурда в творчестве «Колдовских художников» скрывается глубокая идея:

– Наша задача – не очаровать, а разочаровать зрителей, чтобы лишить их шелухи иллюзий и помочь ему увидеть мир в чистом божественном свете.

На вопрос, есть ли среди «Колдовских художников» евреи, Копейкин отвечает так:

- Есть: Кирил Миллер, Андрей Люблинский. Остальные – под подозрением!

Выставка «Хроники Мультреализма» проходит в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков. Она продлится до 11 декабря.

Благодарим Петра Новика за идею и помощь в организации интервью


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину