Все проекты
Общину поддержали 29732 раз

Реквизированный жених, трест воров и заблудшая овечка

Реквизированный жених, трест воров и заблудшая овечка

Еврейский домпросветЕврейский домпросвет. 1936 г. Фотография из ЦГАКФФД СПб

А знаете ли вы, что в здании кукольного театра на Некрасова, 10 раньше ставили пьесы на идише? О еврейских театрах и том, как еврейские актеры зарабатывали на жизнь в Ленинграде, рассказывает проф. Смирнова.

Еврейский календарь на только что наступивший 5775 год посвящен памятным местам еврейской истории Санкт-Петербурга. Многие материалы для него предоставили историки и музейщики. Вот лист «Ноябрь» с видом дома на ул. Некрасова, где ныне находится Театр кукол. На снимке изображена сцена из спектакля, но совсем не кукольного и не современного. В 30-х годах здесь работал Дом политпросвещения национальных меньшинств, в том числе Еврейский дом просвещения. А при еврейском «Домпросвете» – Еврейский театр. Это изображение и другие документы передала составителям доктор исторических наук, профессор СПбГУАП Тамара Михайловна Смирнова – специалист по национальным театрам советского Ленинграда.

Мы попросили ее рассказать об этом доме и о еврейском театре. Точнее, театрах: их за время от революции до войны в городе было несколько.

Театры «марочных» актеров

Национальные театры работали в нашем городе с 1918 по 1938 год, а еврейские, то закрываясь, то возрождаясь вновь, – еще дольше. Языком еврейского театра был идиш.

В 1919 году в Петрограде дебютировал Михоэлс – как драматург и актер в спектакле по пьесе «Строитель» Еврейского камерного театра. Премьера прошла на Фонтанке, в здании, ныне принадлежащем БДТ. Но в конце 1920 года театр был переведен в Москву.

Тогда же в Петрограде начались спектакли Передвижного еврейского театра. Он состоял в основном из безработных артистов и показывал пьесы еврейского классического репертуара – «Домик Мойшелес» Якова Гордина, «Бог мести» Шолома Аша, «Янкель-кузнец» по Пинскому.

На губернской бирже труда в 1920-е годы профсоюз работников искусств создавал негосударственные театры-коллективы из безработных актеров. Они сами зарабатывали на жизнь. Действовала «марочная» система оплаты труда, своего рода «актерские трудодни»: каждому артисту, в зависимости от его ценности для труппы, выдавали марки, по которым потом получали деньги. Выплаты зависели от собранной кассы, были небольшими, но позволяли выжить физически и профессионально.

«Сняли плесень» – и уехали

Самая счастливая судьба в Петрограде сложилась у труппы Рудольфа Заславского, приехавшей из Минска осенью 1922 года. Она стала называться Петроградским еврейским театром и поставила «Диббук» Ан-ского, а кроме того, как писалось в афишах, «…Известную комедию «Поташ и перламутр”, водевиль “Дер фанатик, одер цвей куни лемлех” (“Фанатик, или Два простофили”), спектакли “Реквизированный жених”, “Малкеле-солдат”, комедию Шолом Алейхема “Большой выигрыш”, последнюю новинку еврейских театров в Америке “Великий еврей” и самую боевую оперетту текущего сезона “Заблудшая овечка”».

Еврейский домпросветЕврейский домпросвет

Еврейский домпросветЗаславский сформулировал задачу «снять ту назойливо пошлую плесень, которая на протяжении почти полувека лежит на еврейской сцене в виде заезженного репертуара и любительства». Он выпустил спектакли по рассказам Шолом-Алейхема «Бердичев» и «Тевье-Молочник», оперу Авраама Гольдфадена «Шуламис» на «древнееврейском языке» с участием хора в 60 человек и балета Академического театра. Несмотря на успех у публики, театр работал в Петрограде всего один сезон. Летом 1921 года он уехал на гастроли и не вернулся.

И тогда на авансцену снова вышел Еврейский передвижной театр.

Улетевший ЛЕТ

Еврейский домпросветВ конце 1926 года открылся Ленинградский еврейский театр ЛЕТ. В состав этой труппы входили актеры Брин, Вадимова, Полярная, Чарская, Валентинов, Наринский, Лихтенштейн… Артисты были родом из разных местностей, носителями разных диалектов идиша. В отзывах писали, что звучащую со сцены речь бывает трудно воспринимать. Но спектакли пользовались успехом, ЛЕТ становился неплохим театром легкого жанра. Критик Константин Тверской писал: «Не нужно бояться смеха, он лучше скуки. Нужен куплет, танец, свежая бодрая музыка». В 1928 году этот театр гастролировал в Москве – и осел в столице, а Ленинград опять остался без еврейского театра.

Последний частный

В начале 1930-х годов в Ленинграде выступал последний частный еврейский театр «Дер найер вег» («Новый путь»). Самой заметной фигурой здесь была актриса Анна Гузик. В репертуар труппы вошли пьесы и на современном еврейскомЕврейский домпросвет материале, в том числе «Четыре сбоку, или Гановим-трест (трест воров)» на тему госзаймов (музыка Исаака Дунаевского) и «Ойс яхсоним» («Разбитые преграды») о работе Общества по земельному устройству еврейских трудящихся. Однако президиум Областного совета по делам искусств, признав работу труппы «совершенно неприемлемой с идеологической и художественной стороны», постановил «театр закрыть и расследовать дело о допущении его на ленинградские площадки с привлечением виновных к ответственности».

На Некрасова, 10

В конце 1920-х годов в Ленинграде стали создаваться национальные Дома просвещения. В здании на ул. Некрасова, 10 были открыты Еврейский и Латышский дома просвещения с помещениями для клубных занятий, библиотеками, театральным залом. Правда, спектакли еврейской театральной студии все более ориентировались на антирелигиозную деятельность.

Для выживания национальных театров самым важным было распространение билетов через профсоюзные организации. На многих крупных предприятиях, в том числе Кировском заводе, было много евреев. Публика на спектакли приходила в основном еврейская. Но когда устраивался культпоход, человек получал от профсоюза льготный или бесплатный билет, люди ходили на спектакли цехами и участками. Большинство вечеров начиналось с доклада, потом – концерт или театральная постановка, вслед за чем игры и танцы.

Еврейский домпросвет

Еврейский домпросвет

Еврейский домпросветЕврейский домпросвет. Сцены из спектакля. 1936 г. Фото из ЦГАКФФД СПб

Театральная коммуналка

С 1933 года в это здание стали переселять и другие Дома просвещения. В 1935–36 годах их здесь действовало уже восемь. Помещений в шестиэтажном здании с флигелями не хватало: в одном зале работало три театра – еврейский, финский и латышский. Здесь же проживали многие сотрудники. Артисты писал в инстанции, что так работать невозможно, дело превращается в профанацию. А 4 октября 1937 года горком ВКП(б) решил закрыть все национальные Дома просвещения.

Выражаем проф. Смирнову искреннюю благодарность за предоставленные изображения.

Василий Когаловский


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину