Все проекты
Общину поддержали 29708 раз

Как делается шутка

Как делается шутка

Известный сценарист и редактор, участник петербургской сценарной группы «САХАР, 1 КГ» Сергей Арефьев в течение двух месяцев готовил участников конкурса еврейского стенд-апа «Юмор без края» к финальному шоу. Мы попросили его раскрыть секреты мастерства и рассказать, по какому рецепту готовят хорошую шутку в жанре стенд-ап.

Еврейский юмор интервью с сергеем арефьевым– Стенд-ап – это очень личный жанр комедии, это прежде всего размышления на волнующую автора тему. Стенд-апер делает не просто наблюдение, но и некий вывод – то, что добавляет остроты и делает шутку шуткой. Соответственно, существует методология написания шутки на основе мыслей, которые нас посещают. У каждого юмориста обычно есть свой comedy buddy – это человек, на котором можно «опробовать» свои шутки, посмотреть, какая будет реакция, посоветоваться. И придумать новые варианты развития недоработанных идей. Шутка – это разговорный жанр, и то, что выглядит смешным на бумаге, может совсем не развеселить аудиторию. Поэтому новые шутки обязательно надо рассказывать кому-то, только после этого становится понятно, смешные они или нет.

От наблюдения к шутке

Все начинается с наблюдений, автор подмечает, какие-то интересные вещи вокруг себя, вещи, которые касаются его и именно с них начинается его стенд-ап. Важно, чтобы наблюдение было «настоящим», не вымышленным, таким, с которым каждый готов внутренне согласиться. Но одного наблюдения недостаточно. Нужно превратить его в шутку, добавить юмористическое разрешение – панчлайн (от англ. punchline – финальная часть шутки, чаще всего неожиданная для слушателя, открывающая новую логику, которую использует комик для объяснения знакомых каждому явлений и событий). Для этого стенд-апер всегда задает себе вопрос: «Почему?»

Например: все знают, что девушки тратят много времени на одевание. Все с этим согласятся, но само по себе это не смешно. Шутка получается тогда, когда добавляешь свежее объяснение. Например: «Это потому, что у женщин другое строение тела, на нем больше неровностей, более сложный ландшафт. Поэтому им требуется больше времени, чтобы полностью закрыть его одеждой». Можно и дальше развить эту мысль: «А почему другое строение тела? Потому, что так проще было слиться со стеной пещеры, когда муж приходил домой, а ужина не было».

У большинства стенд-аперов много свежих мыслей, но эти мысли еще нужно довести до законченности. С этим мы и работали. Моя задача была не в том, чтобы предложить ребятам готовую шутку, а в том, чтобы помочь им самим создать свою уникальную форму, написать свои шутки.

Кроме того, в шутке очень важна формулировка. Ведь шутку Вы говорите со сцены. За имеющееся у Вас короткое время нельзя потерять внимание аудитории. Тут важен порядок и количество слов, интонации, акценты, знаки препинания. Информация не должна быть избыточной, иначе вы наскучите залу, но должна быть достаточной, чтобы посмеяться над шуткой.

Как подготовить стенд-ап миниатюру с нуля

Как подготовить выступление с чистого листа?

Есть много методик и много способов. По большому счету, у каждого комика есть свой собственный свод правил, навыков, ритуалов и привычек для того, чтобы начать работу надо новым стенд-апом. Но есть и всем известные практики, описанные в методических пособиях по стенд-апу (например, в книжке Джуди Картер «26 дней»), такие, как мэппинг. Вы берете интересную и лично значимую для вас тему. Например: «Мне 25 лет, и я живу с мамой». В рамках этой темы вы начинаете разрабатывать маленькие подтемы. Например: «Я живу с мамой – мне сложно привести девушку – мне нельзя шуметь после 12 – когда к маме приходят гости, это невыносимо». Каждую из этих подтем можно разбдить на еще более мелкие части – проблемы, наблюдения. На каждую проблему придумывается несколько шуток.

На каждую проблему придумывается несколько шуток. Набор из 5 – 10 проблем – это 20 – 25 шуток.

Из них надо половину убрать, остальные проверить на «открытом микрофоне», выбрать, скажем, пять лучших, доработать остальные.

И, конечно же, важно состояние человека на момент выступления. Всегда может пойти все не так, как ты запланировал. Ты можешь выступить хуже, чем ожидал. Или, наоборот, у тебя откроется второе дыхание, и выступление получится лучше, чем на бумаге.

О том, как шутили на конкурсе еврейского стенд-апа «Юмор без края», читайте здесь


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину