30 апреля 2017 / 4 ияра 5777

21.10.2014

Последний грех Шмерла Снитковера

Д-р Валерий Дымшиц об очередном «анекдоте с бородой»

Еврейский анекдот от Валерия ДымшицаХитрец или шут, шутник – традиционная фигура в фольклоре. Евреи каждого региона Восточной Европы рассказывали истории о своем излюбленном леце (шутнике). Зачастую одни и те же сюжеты приписывались разным персонажам. Среди историй о лейцим (шутниках) много бродячих сюжетов, но есть и такие, которые явно подчеркивают индивидуальность того или иного персонажа, тем более что большинство из них – реально существовавшие лица. Специфика еврейских сказок о шутниках и хитрецах, кажется, в том, что в них острое слово преобладает над проделкой (хотя и проделок хватает), а насмешка – над обманом.

Шутники – сложные фигуры. Они и придворные шуты, и тонкие знатоки религиозной учености, которую парадоксальным образом выворачивают наизнанку, и защитники обездоленных. Но самая яркая фигура среди множества шутников – это Шмерл Снитковер, оставшийся в народной памяти под прозвищем «лец-эпикойрес», то есть «шутник-безбожник». Шмерл в духе ранней Гаскалы (Просвещения) зло смеялся не столько над религией, сколько над религиозными обычаями, поверьями и суеверьями. То, что такая фигура была возможна в фольклоре и, скорее всего, в реальности, показывает средневековый, карнавальный характер еврейской народной культуры, которая укрепляла свои основы через их осмеивание, через то, что Бахтин назвал «священной пародией».

По преданию, Шмерл Снитковер родился в нач. XIX в. в местечке Снитков (как следует из его прозвища) в Подолии, а жил в г. Заславле (современное название – Изяслав) на Волыни. Его шутки и проделки отличались антиклерикальной направленностью и, по словам Шолом-Алейхема, были «полны сатирического яда».

Когда Шмерл Снитковер серьезно занемог и почувствовал приближение смерти, он попросил принести ему червивую сливу.

– Зачем тебе, Шмереле, это ведь трейф?

– Именно потому она мне и нужна. Вы ведь видите, что я совсем плох. Если, упаси Боже, умру, то мне придется вскоре предстать перед Всевышним. Там ангелы потащат меня на суд, начнут считать мои грехи и за каждый грех отвешивать полновесное наказание, а моим грехам ведь конца-краю нет. Они будут все считать и считать, а я, бедняга, буду мучиться только одним вопросом – когда же конец? И вот когда счет грехов дойдет до червивой сливы, я вздохну свободно и буду знать – амба, конец моим страданиям. Вот зачем мне нужна червивая слива.

В традиционных представлениях ашкеназов все дела людские записываются на Небесах в специальную книгу, вроде бухгалтерской, в одну колонку грехи, в другую – исполненные заповеди. После смерти душа предстает перед судом, в котором два ангела: катейгер (обвинитель) и санейгер (защитник) перечисляют дурные и добрые поступки умершего. Интересно, что оба термина восходят к ивриту Мишны и имеют греческое происхождение, то есть попали к евреям из греческого эллинистического полиса с его развитой судебной процедурой.

Что касается червячка в сливе, то он, как и все прочие такого рода твари, – существо трефное, то есть некошерное, запрещенное в пищу даже по случайности. Что уж говорить о намеренном поедании червивой сливы! Евреи всегда ели фрукты (и даже ягоды!) с ножом, чтобы предварительно проверить, нет ли где какого червячка.

Шмерл недаром ждет последнего пункта в длинном списке своих прегрешений. Согласно традиционным представлениям «народного иудаизма» загробное наказание души, даже грешной, не вечно. Отбыв его, она отправляется в рай.

Интересно, что Шмерл боится не столько адских мук, сколько скуки от перечисления грехов (я буду мучиться только одним вопросом – когда же конец?), боится суда, как загробной бюрократической процедуры. В этом мрачноватом юморе можно, как кажется, увидеть зародыш романа «Процесс», написанного Францем Кафкой много лет спустя.

Валерий Дымшиц



Вконтакте
Facebook

ЦЕНТР ИЗРАИЛЬСКОЙ МЕДИЦИНЫ Остеопат из Израиля Канцепольской
Все
В Петербурге
В мире
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011
Гостевой дом Архивный поиск