Все проекты
Общину поддержали 36434 раз

Бах, Богорад, Богораз и другие евреи

Бах, Богорад, Богораз и другие евреи

Как появились еврейские фамилии, когда это произошло и почему? На все эти вопросы отвечает
д-р Валерий Дымшиц.

Еврейские фамилии история появленияФамилии для «лучших»

Когда и зачем евреи обзавелись фамилиями, ведь изначально никаких фамилий у евреев не было? Как, впрочем, и у русских крестьян. А зачем вообще нужны фамилии? И что это такое?

Фамилия (от лат. familia – семейство) означает принадлежность человека к какому-то роду, клану. Первоначально обозначить свою принадлежность к определенному роду имело смысл только в том случае, если это сулило какие-то блага – материальные и символические. Когда-то фамилии были не у всех, а только у тех, кому было необходимо подчеркнуть свое происхождение от славных предков, то есть у аристократии. Людям «подлого сословия» фамилии были не нужны. Но ведь сейчас людей без фамилий не бывает. Значит те «старые» фамилии, которые были не у всех, а только у «лучших», были и не фамилии вовсе, а, скажем, фамильные прозвища. Такие фамильные прозвища были и у евреев, и обозначали они, понятное дело, не название родового замка, а то, что носитель этого фамильного прозвища возводил себя к славным предкам.

Тут опять-таки было возможно несколько вариантов.

Во-первых, такие фамильные прозвища обозначали происхождение от коэнов, то есть священников Храма, и от левитов. В этом, кроме почета, был и есть практический смысл: коэнов первыми, а левитов вторыми вызывают к чтению Торы; коэны благословляют общину.

Во-вторых, если предок был автором какого-нибудь знаменитого сочинения (часто название сочинения становилось прозвищем автора), или носитель фамилии претендовал на принадлежность к славной раввинской династии, то такую фамилию точно имело смысл сохранять. Это имело и вполне конкретную материальную ценность. Место человека в общине определялось тремя взаимосвязанными факторами: богатством, ученостью и «ихесом», то есть родовитостью. Простейшим способом обозначить эту родовитость было сохранить всем известное фамильное прозвище.

Еврейская фамилия Бах

Кстати, раз уж речь зашла о сочинителях – основателях фамилий, то их собственное прозвище могло быть либо акронимом, либо сокращенным названием книги. Первый пример – это акроним Маршак: морейну рабейну Шмуэл Кайдановер, то есть учитель наш, наставник наш Самуил из Койданова (выдающийся галахический писатель и комментатор Талмуда, 1624 -1676). Второй пример – крупнейший польский комментатор писания и талмудист Йоэл Сиркес (1561 – 1640), автор галахического трактата «Бейт хадаш (Новый дом)». Его сочинение было известно под аббревиатурой БаХ. Бах стало фамильным прозвищем и для самого Сиркеса, и для его потомков.

Евреи-гранды и их фамилии

Евреи в странах Западной Европы стали получать фамилии намного раньше, чем в странах Центральной и Восточной Европы. Прежде всего, это относилось к евреям Пиренейского полуострова, на котором до известного времени царила неслыханная в остальной Европе толерантность. Многие евреи были возведены в дворянское достоинство, а некоторые стали грандами, то есть титулованной знатью. Ну а дворянское достоинство само собой подразумевало наличие фамилии. Впоследствии носители испанских и португальских фамилий рассеялись по свету, и некоторые из них добрели до Восточной Европы. Они без следа ассимилировались в окружающем ашкеназском большинстве, и только фамилии до сих пор напоминают о малой сефардской «примеси». Например, явно португальского происхождения фамилия великого еврейского поэта Переца Маркиша (1895 – 1952).

Фамилия как результат эмансипации

Вообще, на Западе эмансипация человеческой личности, ее индивидуальное, а не только внутри общины, бытие естественно проявило себя раньше, чем в России. Там люди раньше поголовно обзавелись фамилиями. И связано это было не только с индивидуализацией человека, но прежде всего с построением современного государства. Государство постепенно захотело иметь дело не с общинами, а с поданными: взимать налог не с общины, а с каждого отдельного лица; забирать в армию не рекрутов (столько-то на каждую общину), а призывать всех мужчин на короткую действительную службу. Учесть каждого обывателя, не присвоив ему фамилии, было невозможно.

Процесс присвоения всем евреям фамилий разворачивался по мере наделения их общегражданскими правами и обязанностями. Сначала, в первой половине XIX века, фамилии в массовом порядке получили евреи австрийской Галиции. До русских евреев дело дошло только в 1860-х гг., во время великих реформ.

Почему евреи теряли свои фамилии

Надо сказать, что глубокого впечатления на еврейское население это внешнее, спущенное сверху новшество не произвело. Евреи, особенно традиционные, местечковые, свои новенькие фамилии забывали, теряли, меняли. Например, великий еврейский писатель Менделе Мойхер-Сфорим по документам был не то Шолом-Янкев Абрамович, не то Шолом-Янкев Брауде. Да что там писатели! Мой родной прапрадед был сначала Левин, а потом почему-то стал Альтман.

Характерно, что вплоть до начала ХХ века на традиционных местечковых кладбищах фамилии никогда не писали на надгробиях. (А в Петербурге, конечно, писали). Потому, что это было что-то неважное, несущественное. В бывших австрийских частях Украины фамилии на надгробиях появляются гораздо раньше, чем в России, так как и сами фамилии появляются раньше.

Но к началу ХХ века фамилии уже прочно входят в еврейский быт и сознание.

Фамилии-обманки

А теперь стоит сказать несколько слов о еврейских фамилиях-обманках. Они кажутся понятными, а на самым деле их происхождение вовсе не так очевидно.

Это, во-первых, еврейские фамилии на «ов». Александров, Соколов, Львов, Венгеров… Такие фамилии носили многие достойные люди: например, создатель современной ивритоязычной прессы, журналист и редактор Нохум Соколов (1868 – 1924); великий литературовед Семен Венгеров (1855 – 1920). Фамилии на «ов» кажутся совершенно русскими, самыми простыми отыменными фамилиями. Но в данном случае это не так. У евреев широко распространены фамилии от названий городов. Чаще всего они образуются с помощью притяжательного суффикса или окончания, но могут обходиться и без всяких окончаний: рядом с фамилиями Берлинер и Берлинский прекрасно существует фамилия Берлин. Так вот, все фамилии на «ов» – это просто названия разных польских городов и местечек: Львов (это большой, всем известный город), СОколов (а не СоколОв), ВЕнгеров (а не ВенгЕров), Александров. Рядом со «странными» еврейскими фамилиями на «ов» существуют, конечно, и более привычные Львовский, Александровский, Соколовский и т. п.

Богорад и Богораз

А вот еще две еврейские фамилии: Богорад и Богораз. Если первая кажется совершенно понятной, то вторая – какая-то странная. Это что, утверждение идеи монотеизма в такой нелепой форме? На самом деле, обе фамилии не имеют отношения ни к Богу, ни к радости, ни к разу. Они представляют собой аббревиатуры, указывающие на то, что их носители – потомки раввинов. Первая означает «бен га-рав Довид», то есть «сын раввина Давида»; вторая – «бен га-рав Залмен», то есть «сын раввина Залмана». Впрочем, трудно сказать, благодаря, или вопреки раввинским корням Виктор Богорад (род. в 1949) стал известным карикатуристом, а Владимир Богораз (1865 – 1936) – выдающимся этнографом и популярным писателем.

Хотите, мы попросим д-ра Дымшица рассказать об истории Вашей фамилии? Пишите Ваши вопросы в комментариях!


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину