13.05.2016
«Память дождей». Петербургский режиссер снимет фильм о Холокосте
Петербургский режиссер Михаил Макаренко планирует снять фильм о Холокосте. Одну из ролей сыграет Эммануил Виторган
Сценарий фильма «Память дождей» необычен: события Холокоста рассказываются с точки зрения нееврея, и притом ребенка. Это картина о дружбе трех друзей – семилетнего белорусского школьника Петрика, его одноклассника Мойши и 16-летней еврейской девушки Анны. В одно мгновение их дружба прервана Холокостом, но навсегда сохраняется в памяти главного героя.
Один год из жизни
В сентябре 1940 года одинокий, заброшенный мальчик Петрик подружился с ровесником Мойше и школьницей выпускного класса Аней Райзнер. Вскоре его новых друзей, ставших самыми родными людьми, заставят носить желтые звезды на одежде и жить в гетто. Их трагическая гибель станет для Петрика самым глубоким потрясением – он до конца жизни не может осознать, за что убили его друзей.
Петрик, Мойше, Аня. Иллюстрация к синопсису киносценария «Память дождей», художник Марина Дамбиева |
Воспоминание вырвалось наружу
Историю, которую воссоздаст фильм, режиссер услышал лет десять назад от своего отца, Петра Макаренко. Лишь в преклонном возрасте отец рассказал уже взрослому сыну о самом счастливом и одновременно самом трагическом эпизоде своей жизни. Гуляя с сыном, подслеповатый и по-стариковски рассеянный Макаренко-старший произнес: «Да, я увидел ее платьице в яме…» Случайно оброненная фраза повлекла за собой рассказ о событиях, занявших всего один год, но не покидающих его вот уже 75 лет.
Год назад было записано интервью, в котором Петр Макаренко делится воспоминаниями со своим внуком. Это интервью и аудиозаписи его рассказа можно найти на официальном сайте проекта «Память дождей».
На этих событиях целиком построен сюжет фильма. «Я придумал только поэтику: берег реки, гадание на воде, концовку, дождь (а дождь в фильме выступает как полноправный и самостоятельный «герой»)... Все остальное – действие, сюжет – это правда, рассказанная моим отцом», – говорит режиссер.
Михаил Макаренко на съемочной площадке |
Петр Макаренко, интервью, 2015 год |
Эмоций много и без выстрелов
Несмотря на реальность описанных событий, в фильме не будет «смакования смерти». Не будет и страшной сцены, которую отчетливо помнит Петр Макаренко: через три дня после расстрела он обнаружил припорошенные снегом тела евреев из гетто, уже разорванные волками, и кусочек платья его возлюбленной. Нет выстрелов «вживую», инсценированных с использованием пиротехники и краски. Смерть показана косвенно, полунамеком.
Не будет и изображения гетто. По сюжету фильма, Мойша – прекрасный художник. Есть сцена, где Петрик передает ему продукты в дупле, а Мойша оставляет зарисовки их жизни в гетто: как устроен быт, что делает Аня, чьи-то похороны.
«Через рисунки и музыку зритель увидит и прочувствует события. Я не хочу делать так, чтобы зритель закрывал глаза, – поясняет Михаил Макаренко. – Этот фильм пронизан мирным и теплым временем, а потом уже наступают страшные события. Там будет столько эмоций, что и показа сцен расстрелов не надо».
У Петрика не было обуви. Появиться в школе «не как все» он не мог. Обмазанные грязью ноги были как бы обуты в стоптанные сапоги. В следующий момент он встретит Аню |
Музыка и хореография
Сейчас ведется работа над музыкой для фильма. Ее пишет композитор Александр Маев. По замыслу режиссера, музыка сама по себе должна быть невероятно сильной, заставляющей зрителя сопереживать.
«Первое ощущение – это ответственность, – делится впечатлениями от сценария Александр Маев. – Тема выбрана серьезная, видение войны глазами ребенка».
Настроение фильма задает хореографическая миниатюра – красивая, современная и поэтичная. Она будет сделана с использованием трехмерных компьютерных технологий – 3D mapping. Видеоряд, сопровождающий танец, будет не совсем реальным: например, поле, на фоне которого идет танец, может превращаться в выжженную степь, погружая зрителя в ощущение надвигающейся трагедии, взаимодействуя с героями.
«Моя задача непростая. Сочетание жанров – кинематографического, сценического, танцевального и музыкального – может сделать из этой истории нечто большее, чем просто фильм. При этом важно, чтобы хореография не выбивалась из общего визуального решения, отображая всю глубину переживаний главных героев», – говорит хореограф Юрий Смекалов, работающий над миниатюрой.
Трое друзей и дождь. Художник Марина Дамбиева |
19 октября на Киностудии им М. Горького прошел первый кастинг |
Фильм ищет инвестора
Съемки пройдут в Белоруссии. Киностудия «Беларусьфильм» выразила намерение выдвинуть фильм «Память дождей» на номинацию премии «Оскар» и уже предоставила всю технику для съемок. Сам Михаил Макаренко уверен в коммерческом успехе картины, поэтому ищет для проекта серьезного партнера. Проекту требуется не спонсор, а именно инвестор, который вовлечется в процесс создания фильма и будет представлять его по всему миру.
«Мне стыдно, потому что я не знаю ни одного фильма о Холокосте, снятого в России или в Советском союзе. Это большое позорное пятно на отечественном кинематографе», – говорит режиссер.
Место, выбранное для съемок, Белоруссия |
Елена Слабковская
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2